Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 517 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях логопедической группы

Опубликовано 12.01.2016

Шашкова Ирина Алексеевна

МАОУ "Школа - комплекс № 33" дошкольное отделение

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях логопедической группы

СКАЧАТЬ

Вопросы развития связной речи де­тей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик и др., а исследования речи у детей с речевой патологией нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, В.К. Воробьевой, Н.И. Жинкина.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Одним из видов  такой  речи является пересказ. В старшей группе  ему уделяется большое внимание. Чем лучше ребенок  усваивает различные способы пересказа, тем значительнее его успехи в освоении монологической речью. 

Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является формирование у детей с ОНР связной монологической речи.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. Так как наглядный материал у дошкольников с ОНР усваивается лучше, использование мнемотехники на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Это подвело нас к созданию системы работы, направленной на создание и совершенствование оптимальных условий для развития навыков пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Наше исследование проводилось в течение 1 года. В эксперименте принимали участие двое детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Сначала мы изучили состояние связной речи дошкольников. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных выска­зываний. Для исследования уровня развития связной монологической речи была применена методика бальной оценки В.П. Глухова «Обследование состояния связной речи детей с ОНР».

Диагностика показала, что уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ниже среднего. Поэтому требуется коррекционная работа, направленная на развитие связной речи дошкольников и учитывающая психофизические особенности детей с ОНР.

Связная речь очень обширна, поэтому мы выбрали одну ее сторону - обучение пересказу, где дети показали самые низкий уровень развития.

В сотрудничестве с воспитателем, учителем-логопедом мы проводили коррекционную работу, направленную на развитие навыка пересказа детей дошкольного возраста методом мнемотехники.

Нами была разработана система коррекционных занятий по развитию навыка пересказа. Сюда был включен методический комплект мнемотаблиц. Был подготовлен необходимый дидактический материал. В своей работе мы использовали словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация), на занятиях использовали предметно-практическую деятельность.

Работа по формированию навыка пересказа методом мнемотехники состояла из 4 этапов.

На первом этапе мы использовали игры на обогащение словарного запаса, развитие памяти и логического мышления: «Копилка слов», «Волшебники», «Зашифруем слова» и др.

На втором этапе на занятиях по развитию речи и окружающему миру мы использовали мнемодорожки и коллажи.

На следующем этапе использовали готовые мнемотаблицы, с помощью которых дети могли пересказывать небольшие тексты вместе с педагогом, а потом самостоятельно.  

На четвертом этапе мы учили дошкольников фиксировать полученный результат в доступной схематичной форме: подбирали «рисуемый» рассказ, кодировали его при помощи символов, выразительно прочитывали и по ходу чтения изображали текст, затем воспроизводили его с опорой на таблицу.

На занятиях по развитию речи и окружающему миру мы использовали мнемотаблицы, изготовленные дома с родителями. Каждый из родителей готовил свою схему рассказа или сказки. Ребенок составлял рассказ по мнемотаблице и знакомил остальных детей группы.

Чтобы достичь хороших результатов, проводились консультации для родителей на темы: «Использование мнемотехники в развитии речи детей», «Все о мнемотехнике» и т.д. Для родителей были изготовлены информационная ширма «Мнемотехника для детей» и папка-передвижка с образцами мнемотаблиц.

Заключительный этап нашего эксперимента посвящен анализу результатов. Мы пришли к выводу, что проведенная работа положительно повлияла на развитие навыка пересказа детей с нарушениями речи.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности использования методического комплекта. У детей заметно улучшились навыки пересказа, они научились связно последовательно передавать события. Кроме этого, укрепилась память дошкольников, постепенно развивается образное мышление. Дети запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников с  общим недоразвитием речи III уровня. 

Систематическая работа по развитию навыков пересказа у старших дошкольников с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

- Словарный запас детей  из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

- Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

 - Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились пересказывать тексты из семи и более предложений.

- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.