Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности
Автор: Т.В. Лосева, воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»
г. Александровск, Пермский край
Актуальность. Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и каждом конкретном населённом пункте. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Согласно ФГОС именно интегративность образования позволяет вносить в содержание образования (за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Так нами был разработан цикл НОД, целью которого является формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, знаний, умений и навыков, необходимых для действия в экстремальных ситуациях.
Мы использовали основные характеристики организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми. Это:
ü включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
ü добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
ü свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
ü открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)
Ожидаемые результаты:
- овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара
- осознанное выполнение детьми правил пожарной безопасности;
В течение года с детьми проводились беседы по темам:
«Огонь бывает разным», «Профессия - пожарный»», «Пожарная машина», «Пламя, дым и запах гари? Сообщите о пожаре!», «Не бойтесь и не прячьтесь» и др.
Одна из бесед была посвящена профессиям, которые связаны с огнём. Дети закрепили знания о применении огня и сформулировали правила безопасности для представителей разных профессий, а также познакомились со средствами защиты.
НОД «Профессия – пожарный» мы провели в пожарной части. Диспетчер познакомила детей с планом города, на котором изображены все охраняемые пожарными объекты, рассказала, как на пульт поступают звонки и сообщения о пожарах. Дети услышали настоящую пожарную сирену, побывали в кабине пожарной машины и даже сами попробовали подержать пожарный рукав.
В Детском саду мы продолжили знакомство с профессией пожарных, с историей пожарной службы, с внешним видом первых пожарных, с особенностями и трудностями работы пожарных в былые времена и сравнили условия, технику и снаряжение с современными.
Одна из бесед была о специальной технике пожарных. Дети узнали, что бывают не только пожарные машины, но и пожарные поезда, на которых можно доставить всё необходимое для тушения пожара на железной дороге или железнодорожной станции. Есть пожарные самолеты и вертолёты и даже пожарные суда, для тушения речных и морских кораблей.
В образовательной деятельности по художественному творчеству и во время самостоятельной деятельности дети рисовали пожарные машины. Для родителей мы организовали выставку рисунков «Пожарная машина».
Цикл бесед был отведён обсуждению различных пожароопасных ситуаций. Дети учились действовать в непредвиденных обстоятельствах, находить правильные решения, действовать. Ведь от этого порой зависит жизнь, как их самих, так и окружающих. Итогом был конкурс рисунков «Когда огонь бывает опасен?»
Во время экскурсии в пожарную часть, дети видели специальные тренажёры для тренировки силы, ловкости и сноровки. На некоторых даже попробовали позаниматься.
На физкультуре дети с удовольствием участвовали в занятии-тренировке «Пожарные на учениях», где выполняли такие упражнения как «Сильные пожарные», «Сматываем рукава», «Качаем воду», «Тушим пожар» и др., и в эстафете «Смелые пожарные», где показали свою ловкость и сноровку
Также на одном из занятий дети познакомились с планом эвакуации детского сада, с огнетушителем, кнопкой пожарной сигнализации. И смогли увидеть, как действует настоящий огнетушитель.
Одной из форм НОД был фестиваль плакатов «Будь осторожен с огнём!». В НОД по художественному творчеству дети нарисовали плакаты, а дома с родителями придумали по ним рассказы и подобрали стихи, пословицы, поговорки и загадки. Сначала дети выступили в группе, а затем познакомили с правилами пожарной безопасности ребят из старшей группы.
В течение года мы посещали различные мероприятия, где для детей проводились занятия в форме игр и конкурсов по пожарной безопасности: «КВН», «Осторожно – огонь!» и т.д.
По завершению работы мы провели итоговую викторину «Огонь – друг, огонь – враг!». Дети обсуждали различные спорные ситуации, выполняли спортивные упражнения, отгадывали загадки, выбирали нужный вариант ответа на вопросы, показывали театрализованные сценки.
Одним из заданий было конструирование общественного здания, пожарной части, жилого дома и обыгрывание опасных ситуаций. Затем дети захотели эти постройки объединить, чтобы продолжить игру.
На протяжении всего времени родители были активными помощниками и участниками мероприятий: ходили с нами на экскурсии, были членами жюри, изготовляли оборудование.
В результате проведения цикла НОД по противопожарной безопосности дети знают:
Действия пожарных и виды пожарной техники. Причины возникновения пожара и правила поведения при его возникновении. Умеют набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес). Знакомы со средствами пожаротушения и приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар. Стали более осмотрительными и осторожными, знают, как действовать в проблемных ситуациях.
Таким образом, включение всех видов детской деятельности и используя разнообразные формы работы при организации НОД, нетрадиционных приёмов в условиях партнерского взаимодействия взрослого и детей повысит эффективность работы по формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, знаний, умений и навыков, необходимых для действия в экстремальных ситуациях.
Литература:
В.А. Шипунова. Пожарная безопасность: беседы с ребёнком. М.: ООО - Издательский дом «Карапуз», 2013. – 15с.
Хромцова Т.А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.