Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 128 Программа кружка пальчиковой живописи для детей младшего дошкольного возраста "Цветные ладошки"

Опубликовано 02.08.2015

Программа кружка пальчиковой живописи для детей младшего дошкольного возраста «Цветные ладошки»

 

С соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  одним из приоритетных направлений программы «Развития муниципального дошкольного
образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 34 «Дюймовочка» на 2015 – 2020 годы» является развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в  сфере образования.

Для этого создаются условия в форме организации дополнительного образования воспитанников на различных кружках и секциях различных направлений. В художественно-эстетическом направлении организован кружок пальчиковой живописи «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста и проводится как бесплатная дополнительная образовательная услуга.  Программа кружка разработана с целью развития творческого воображения и художественных способностей младших дошкольников, что в дальнейшем будет способствовать раннему выявлению художественной одаренности дошкольников в более старшем возрасте. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Пальчиковая живопись может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира [1]. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С.Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

 Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое. Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению. Конечно, отбирая общественные явления, на темы которых детям будет предложено выполнить рисунок, лепку, аппликацию, нужно помнить о возрастных возможностях детей. Если поставить слишком сложные задачи, то трудности изображения, вызванные отсутствием у детей необходимых навыков и умений, помешают им не только передать свое отношение, но и сколько-нибудь отчетливо изобразить явления и предметы.

Следовательно, неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны психолога и воспитателя, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности [3].

Пальчиковая живопись для детей является новой, необычной по сравнению с обычной техникой рисования (кистью, карандашом). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных.

Подчеркнем, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.

Рисование в дошкольной педагогике называют первой продуктивной деятельностью детей, так как оно позволяет ребёнку создавать собственные, единственные в своём роде произведения, служит его самовыражению и самоутверждению. В детской живописи этим целям служат не только линии, но и цветовые пятна, что делает творческую деятельность более выразительной и эмоциональной, более привлекательной и доступной для самого ребёнка, особенно в младшем возрасте. Маленькому художнику проще передать своё настроение и внутреннее душевное состояние с помощью больших цветовых пятен, чем с помощью строгой линии. В раннем детстве, когда ребёнок ещё не владеет речью, живописный рисунок может быть для него единственным способом донесения до взрослых своего истинного настроения и чувств.

Пальчиковая живопись – один из видов ассоциативного рисования, где ребёнок учится в цветовом пятне видеть какое-либо изображение. Характерные особенности живописи пальцем – её непринуждённость, простота, экспрессивность и крепость.

Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 г., а в конце XX в. пальчиковая живопись приобрела особую популярность. Техника её очень проста. Кистью наносят немного краски на поролоновую губку, обмакивают в эту краску подушечку пальчика, оставляют отпечаток на бумаге, а затем дорисовывают его или делают дополнительные отпечатки для завершения задуманного образа. Нанося на губку рядом несколько цветов, можно получить наборный отпечаток с градиентом красок. В этом случае дети непреднамеренно будут осваивать элементы цветоведения , на практике увидят, какие цвета дают гармоничные сочетания, а какие – нет [4].

Пальчиковая живопись и раннее рисование детей до 3-х лет относятся к развивающим занятиям, так как задействуют все органы чувств ребёнка: зрение, осязание, вкус, обоняние, слух. Причём, вплоть до школы (до 7-ми лет) осязательные и зрительные ощущения у детей остаются ведущими, что в полной мере учитывается на занятиях по пальчиковой живописи. Сейчас написано множество хороших исследований о пользе подобных занятий и их влиянии на развитие личности ребёнка. Ускоряется эмоциональное и физическое развитие детей, устраняются последствия родовых стрессов и болезней, прекрасно развивается мелкая моторика обеих рук, ускоряется и усложняется развитие речи, воспитываются трудовые и волевые качества, взращиваются чувство прекрасного и собственного достоинства, познаются способы передачи красоты окружающего мира и многое другое.

Основное значение пальчиковой живописи, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового[6].

Этот вид творчества расслабляет и успокаивает ребенка. При этом не требуется большого мастерства и нечего, что краски могут растекаться. С помощью красок малыш может выплеснуть свое эмоциональное напряжение, а по работам ребенка можно отследить его эмоциональное состояние – гнев, радость, обиду, боль. Работы лучше выполнять при помощи пальцев рук, так как у детей существует сенсорный голод, тактильный голод, тяга к прикосновениям. Желание потрогать является ведущим в возрасте от трех до четырех лет. Преодоление запрета родителей и возможность наконец-то испачкаться, вымазаться позволяет ребенку почувствовать себя счастливым. Непосредственное прикосновение к краскам, размазывание их на бумаге помогут малышу включиться в процесс творчества, при котором задействуются внутренние резервы организма.

 

Целью программы является развитие воображения младших дошкольников с использованием пальчиковой живописи.

 

Программа включает в себя занятия, состоящие из заданий, целью которых было развитие воображения детей, а также решение других воспитательных и образовательных задач, таких как:

  • развивать абстрактное и пространственное мышление, координацию, мелкую моторику рук;
  • развивать воображение, фантазию, творческий интерес к занятиям продуктивными видами деятельности;
  • учить работать быстро, согласованно;
  • знакомить детей с различными видами изобразительного искусства;
  • знакомить с приемами лепки предметов:
  • учить детей выделять основные части предмета, определять их форму
  • воспитывать аккуратность;
  • развивать умение доводить начатое дело до конца.

 

Кружок пальчиковой живописи проводится как бесплатная образовательная услуга в МАДОУ города Нижневартовска ДС №34 «Дюймовочка» по специально разработанной программе «Цветные ладошки». Программа рассчитана на 1 год для детей младшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной деятельности детей, в свободное от основных занятий время, в течение 15 минут 1 раз в неделю. Кружковая работа была организована в соответствии с общедидактическими и специальными принципами.

Дифференцированный подход выражался в подборе материала (размер, объем) и его расположение в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Проведенные развивающие занятия привели к значительному повышению уровня развития воображения воспитанников.

Атмосфера, созданная в ходе кружковой работы, благоприятствует проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было запущено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.

Для большинства детей младшего дошкольного возраста характерно отставание в развитии мелкой моторики рук, отмечается расстройство координации, неловкость. А в ходе кружковой работы развитие мелкой моторики рук помогает овладению навыками самообслуживания, способствует развитию речи и мышлению детей. Расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с ними.

 

 

 

Перспективный план

месяц

тема

Цель

количество занятий

октябрь

«Нарисуй что-нибудь»

Педагогическая диагностика

1

ноябрь

«Что можно нарисовать пальчиками»

Учить детей выделять части рисунка и определять их форму и расположение; самостоятельно рисовать фигуры разной формы для создания различных рисунков. Развивать ассоциативное мышление, творчество.

1

«Цветочек»

Учить изображать цветок; упражняться в умении рисовать кружочки ; закреплять технические умения; подводить детей к образной передаче явлений; воспитывать самостоятельность, творчество, развивать воображение.

1

«Дорисуй»

учить определять чего не хватает в изображенном предмете (усы у кошки, колеса у машины),закрепить знание цвета; учить определять центр, распределять рисунок по всей поверхности, соблюдать ритм, развивать глазомер, воображение;

1

«Рисуем ладошкой»

развивать абстрактное и пространственное мышление, координацию, мелкую моторику рук;

1

декабрь

«Пушистые» пятна. Котик

развивать воображение, фантазию, творческий интерес к рисованию;

1

«Пушистая елочка»

та же, что на предыдущем занятии;

1

«Воздушные шарики»

учить пользоваться цветами, чередуя их по цвету в заданном порядке; учить работать быстро, согласованно;

1

«Украсим елку»

продолжать знакомить детей с различными видами изобразительного искусства, развивать воображение, фантазию, творческий интерес к рисованию;

1

январь

«Солнышко»

дальнейшее ознакомление с приемами пальчиковой живописи, имеющих шарообразную и овальную формы; плавное соединение деталей;

2

«Снеговик»

та же, что и на предыдущем занятии.

1

«Машина»

учить детей выделять основные части предмета, определять их форму; самостоятельно рисовать недостающие детали;

1

февраль

«Волны»

Развивать у детей образное восприятие, учить рисовать кривые линии ;

воспитывать аккуратность,

1

«Тарелки для кукол»

развивать творческое воображение, закреплять умение рисовать круг;

1

«Веселое личико»

познакомить детей с формами человеческого лица , учить передавать относительную величину частей лица;

2

март

«Дом с трубой»

развивать абстрактное и пространственное мышление, координацию, мелкую моторику рук; прививать любовь к творчеству, познакомить с фигурой треугольник;

1

«Ландыш»

учить детей изображать цветок- ландыш: при помои пальчиков рисовать овальную форму и прямую линию, воспитывать активность, самостоятельность.

1

«Колокольчики»

учить строить предметную композицию из «цветов» ,сочетая их по цвету и расположению; продолжать учить самостоятельно работать с краской; закрепить навыки рисования овальных форм, воспитывать навыки коллективной работы;

2

апрель

«Береза весной»

учить рисовать дерево, продолжать учить работать вместе и получать от этого радость, создавать пейзажную композицию.

1

«Красивый заборчик»

развивать воображение, учить дополнять начатую композицию изображением новых объектов (забор, трава); учить ровно рисовать линии ,продолжать учить работать согласованно при коллективном рисовании пейзажной композиции; совершенствовать технику рисования пальчиками, учить правилам гигиены при работе с красками;

1

«Облачка»

Развивать воображение; продолжать учить рисовать овальные фигуры, формировать желание делать работу коллективно;

1

"Повтори !"

развивать абстрактное и пространственное мышление, координацию, мелкую моторику рук, учить следовать инструкции и повторять движения;

1

май

«Рисуем радугу»

закрепить знание цветов, навык вливания одной краски в другую и получения новых цветов, радоваться полученному результату.

1

 

«Сердечко для мамы»

закреплять умение детей выделять части предмета и определять их форму и расположение, учить рисовать сердечко;

развивать ассоциативное мышление, творчество, учить рисовать яблоко,

1

 

«Яблоко для друга»

развивать творческое воображение;

1

 

«Дорисуй!»

продолжать знакомить детей с различными приемами рисования, развивать воображение, фантазию, творческий интерес к рисованию.

1

 

 

2 раза в год (в начале и в конце года) проводятся обследование уровня развития воображения детей.

 

Педагогическая диагностика

Ф.И.ребенка

Методика «Нарисуй что- нибудь»

Методика «Неполные фигуры»

Методика «Бусы для мамы»

Итог

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для проведения психолого-педагогического обследования детей используются следующие методики:

1)                Методика «Нарисуй что-нибудь»

Целью является выявление уровня развития продуктивного воображения.

Данная методика заключается в том, что, ребенку дается лист бумаги (формат А4), краски и предлагается придумать и нарисовать то, что он любит больше всего. Ребенку дается инструкция «вместо кисточек нужно рисовать пальчиками»,затем показывается как это нужно делать. Время проведения – 5 минут. Повторы рисунка оцениваются одним баллом.

2)                Методика «Неполные фигуры»

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения детей и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующими элементами, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребёнок воспринимает предлагаемые тест фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Этот метод состоит в том, что ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Время не ограничено.

3)                Методика - «Бусы для мамы»

Данная методика заключается в том, что, нарисовать отпечатками большого пальца «бусинки» на листе в произвольном порядке и предложите ребенку «надеть» их на ниточку, нарисовав пальчиком полоску от одного кружка к другому. В результате данной методики выявляется развитие творческого воображения. Время не ограничено.

 

С целью получения объективных данных об уровне развития воображения младших дошкольников в процессе занятий пальчиковой живописью нами проводилось диагностическое обследование с помощью вышеописанных методик. Ответы детей заносились в протоколы.

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Методика «Нарисуй что-нибудь» - одна из наиболее популярных проективных методик – создана советским и российским психологом Р. С. Немовым.

Обработка результатов:

Качество рисунка оценивается по следующим критериям:

5 баллов —ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

4 балла —ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

3 балла— ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление.

2 балла— ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-1 балл— за отведенное время ребенок так и не сумел ничего нарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

5 баллов- очень высокий;

4 балла- высокий;

3 балла- средний;

2 балла- низкий;

0-1 балла- очень низкий.

Данная методика была адаптирована для детей младшего возраста, используя игровой момент: ребенку предлагалось нарисовать какое-нибудь вымышленное создание, с каким он сможет потом играть. После того как ребенок понял механизм выполнения задания, экспериментатор предложил посмотреть на картинку, которую он нарисовал сам и сказать, что он видит, при этом фиксировалось целостность и фрагментарность воображения и восприятия данного изображения.

Методика «Неполные фигуры»

Ребенку предлагается ознакомиться с картинками, на которых изображены части геометрических фигур (круг, квадрат). При проведении методики давалась инструкция: «Посмотри на этот лист. Здесь нарисованы части фигур. Дорисуй их так, чтобы получилась картинка».

Количественная оценка результатов обследования:

5 баллов- дорисовывает обе фигуры не смотря на пример

2 балла- дорисовывает только одну фигуру не смотря на пример

3 балла- дорисовывает обе фигуры смотря на пример, либо одну фигуру самостоятельно ,а другую опираясь на образец

2 балла- дорисовывает одну фигуру смотря на пример

0-1 балл- за отведенное время ребенок так и не сумел ничего нарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии

Выводы об уровне развития

5 баллов —очень высокий;

4 балла —высокий;

3 балла —средний;

2 балла— низкий;

0-1 балла —очень низкий.

Перед тем как начать обследования, для того чтобы ребенок понял инструкцию, проводится предварительная работа, которая заключается в том, что экспериментатор на глазах у ребенка, рисует квадрат и круг и дорисовывает одну из фигур, далее предлагает ребенку продолжить и дорисовать вторую, после того как ребенок понял инструкцию экспериментатор предлагает заготовленные заранее шаблоны (бумага формат А4 с изображенными кругами). Дети рисуют пальчиками.

Методика «Бусы для мамы»

Ребенку предлагается нарисовать отпечатками большого пальца «бусинки» на листе в произвольном порядке и затем «надеть» их на ниточку, нарисовав пальчиком полоску от одного кружка к другому. Экспериментатор на глазах у ребенка, рисует большим пальцем кружочки на листе (бумага формат А4) разными цветами, затем соединяющую линию между ними, объясняя детям, что это ниточка.

Количественная оценка результатов обследования:

5 баллов- ребенок нарисовал бусы, затем «соединил» их ниточкой . Детали и образы рисунка тщательно проработаны, рисунок красочный, чёткий.

4 балла- ребенок нарисовал бусы, затем «соединил» их ниточкой. Детали рисунка проработаны не плохо, нет цветового разнообразия.

3 балла- ребенок нарисовал бусы, затем «соединил» их ниточкой. Рисунок выполнен одним цветом, детали проработаны плохо.

2 балла- ребенок нарисовал бусы, но не «соединил» их ниточкой. Рисунок выполнен одним цвета, не различаются четкие границы.

1 балл- ребенок нарисовал либо бусы, либо ниточку. Фантазия просматривается слабо. Рисунок расплывчат, цвета некрасиво смешаны, либо одноцветно.

0 балл- ребенок не справился с заданием

Выводы об уровне развития

5 баллов —очень высокий;

4 балла —высокий;

3балла —средний;

2 балла— низкий;

0-1           балла —очень низкий.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

         1.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский.– М.: Просвещение, 1991.– Гл. 1, 2.

         2.        Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1986.

         3.        Кириллова Г. О воображении детей младшего дошкольного возраста в игре//Дошкольное воспитание. - 1973. - №12.

         4.        Кириллова Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей//Дошкольное воспитание. - 1978. - №12.

         5.        Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей//Дошкольное воспитание. - 1981. - №12.

         6.        Кравцова Е. Развитие воображения //Дошкольное воспитание. - 1989. - №12. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике //Вопросы психологии. - 1989. - №6.

         7.        Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения// Дошкольное воспитание. - 1989. - №9.

        8.        Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская.– М.: Просвещение, 1987.

  1.         9.        Неволина Н.А. Пальчиковая живопись. М.: 2011.

      10.      Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н. А. Ветлугиной.– М.: Просвещение, 1980.