Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ
Фестиваль Дружбы народов
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
«ДРУЖИНКА»
Воспитатель МДОУ д/с № 25
«Солнышко» с Покойного
Керимова Г.И.
с. Покойное
2014 г.
Утверждаю:
Заведующий МДОУ д/с № 25
«Солнышко» с Покойного
_________ Г.В. Овчаренко
Фестиваль Дружбы народов Северного Кавказа
«Дружинка»
Тема: “Традиции толерантности в культуре народов Кавказа ”
Программное содержание:
обеспечить социальное развитие и развитие личности в гармонии с культурой других народов. Систематизировать знания о своем регионе, этнических группах, населяющих его, и особенностях их культуры. Формировать культуру общения с представителями других национальностей и уважение к их традициям.
Участники: воспитанники и родители МДОУ д/с № 25, социальные партнёры.
Ведущие : воспитатели Керимова Галимат и Кузьменко Иллона
Колокольный перезвон.
Сцена открывается.
Фонограмма песни «Я, ты , он, она…»
Фон: презентация «КАВКАЗ»
.
Ведущий: Дорогие друзья! Сейчас вы увидите разноцветье красок и жанров, песен и музыки, народных костюмов – настоящую радугу. Для этого нам не понадобится дождь! А помогут создать это разноцветье наши воспитанники старших групп и наши родители на нашем празднике – Фестиваль Дружбы Народов
Итак, мы приветствуем уважаемых гостей!
Приглашённые: родители(разных национальностей), главный специалист дошкольного образования Гореславская О.И. методист Горлова С.А. глава администрации сельского муниципального района села Покойного Прохоров В.В. директор ЗАО «Калининское» Анпилогов А.Н.
Звучит песня о хлебе.
Два участника выносят каравай хлеба.
Песня:
1.Чистым сердцем мы встречаем
Дорогих гостей своих.
Хлебом-солью привечаем
Щедро угощаем их!
2.Золотит колосья русые
Солнце спелое вдали
Поклонитесь хлебу русскому,
Поклонитесь до земли (Вручают каравай почетным гостям).
3. Хлебом солью и радушьем
Знаменит наш милый край,
Здесь для ВАС и песни русские
И медовый каравай.
Танец «Россия» муз хохлома. Дети подготовительной группы
Вед. 1:
Наш праздник «Фестиваль дружбы народов Северного Кавказа» посвящен народам самого богатого, красивого, удивительно гостеприимного уголка Земли.
Вед. 2:
Уголка, имя которого звучит гордо - Кавказ.
Вед. 1:
Кавказ – это красота и гордость России.
Вед. 2:
Это слияние породило великую Землю, на которой тесно сплелись жизни и судьбы людей.
Вед. 1:
Родина, Россия, Северный Кавказ, Ставрополье – эти слова так взаимосвязаны и так не разделимы.
Сценка «Диалог мамы и дочери» (Галимат и Настенька)
Презентация «Природа Ставропольского края»
Дочь:
Мама, а что такое Родина?
Мать:
Родина – это место, где человек родился, где живут его самые близкие люди. Где смотришь в глубокое небо и дышишь ароматом трав, где радуешься тонкому нежному лучику и слушаешь звонкую трель, где понимаешь, что счастлив родившись на этой земле. Все это доченька – Родина!
Дочь:
А моя Родина на Ставрополье? Мне об этом папа сказал.
Мать:
Да, ты родилась в маленьком селе Ставропольского края.
Дочь:
Расскажи мне какая она – Родина. И что такое Северный Кавказ.
Занятие начинается с чтения стихотворения М.Ю. Лермонтова:
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной…
…Таинственней, синей одна другой,
Всё горы, чуть приметные для глаза,
Сыны и братья грозного Кавказа.
Рассказ мамы.
Корни Северного Кавказа уходят в далекое прошлое. Остатки каменных орудий и стоянок первобытных людей свидетельствуют о том, что древний человек появился на нынешней территории Ставрополья более 500 – тысяч лет назад. В 7 веке до нашей эры здесь обосновались легендарные скифы. Отсюда они совершали походы в Переднюю Азию, покорили Ассирию, Мидию и дошли до Египта. Яркие страницы в истории края оставили сарматы и аланы. Степи Предкавказья активно заселяли северо- кавказкие племена так называемой кобанской культуры. Ставрополье испытывало нашествие многочисленных кочевых племен : гуннов, хазар, половцев, монголов. Здесь формировались болгарские племена. В 13 веке Предкавказье завоевали монголотатары. Они построили город Маджар – столицу Золотой Орды на Северном Кавказе. После распада Орды опустевшие степные просторы перешли в полное владение кочевников – ногайцев, калмыков, туркмен. Наш край можно назвать великим перекрестком, где сходились пути многих племен и народов.
Воспитатель: Кавказские народы славятся своим гостеприимством. Когда они первый раз приходят в гости, то всегда дарят хозяевам подарок. Старинное кавказское изречение гласит: «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю!»
Дочь:
Ой, как интересно! А откуда ты об этом знаешь?
Мать:
Из истории, познавая историю, мы познаем себя. Кто мы? Где наши корни? Когда ты вырастишь пойдешь в школу , колледж, в высшее учебное заведение, ты узнаешь об этом еще больше. А пока иди поиграй.
Вед. 2:
Все мы с вами живем в селе Покойном .В нашем селе проживает более 15 национальностей: русские, осетины, даргинцы, белорусы, армяне, лакцы, киргизы, украинцы. Они приехали к нам из разных стран и республик. Но несмотря на то, что в нашем поселке проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии. Многие из вас родились на этой земле, и по праву считают Ставрополье и наше село своей Родиной.
Вед. 1:
Ни для кого не секрет, что Кавказ очень богат. Но я говорю не о природных богатствах, а о людях, людях творческих и талантливых, несущих свет и добро. Северный Кавказ – это один из высокоразвитых индустриально – сельскохозяйственных житниц страны, «кузница» здоровья. Его ценнейшее достояние – неповторимая природа и уникальные запасы целебных вод.
Вед. 2:
Кроме того, это многонациональный край, в котором проживают: армяне, осетины, грузины, украинцы, но большую часть населения составляют русские.
Показы слайдов
(Русские) выходят девочка и мальчик в национальных костюмах с национальным блюдом под музыку и угощают жюри, остаются в зале
Вед.1:
Не зря, не зря седой Кавказ
Всегда слыл благодатным краем
И все, кто здесь не побывал,
Земным его считали раем!
Вед. 2:
И жизнь кипела здесь всегда:
Цвели поля, паслись стада,
Зрел виноград на склонах гор.
И мирной жизнью вдохновленный,
Народ здесь песни сочинял,
В которых красоту природы
И свое счастье воспевал.
Вед. 1:
Сколько прекрасных песен и стихов сложено нашим народом – не сосчитать! Какие красивые танцы у нас! Наверное только на Кавказе из-за его многонациональности, бывают песни, которые слушаешь и забываешь обо всем, и танцы, когда при первых звуках ноги сами просятся в пляс.
Вед. 2:
И это потому, что несмотря на то, что нас много и у каждого своя жизнь и мировосприятие, мы уважаем друг друга. Ведь недаром говорят, что Кавказ – это колыбель человеческой культуры.
Выходят Армяне девочка и мальчик в костюмах с национальным блюдом (группа гномики средняя)
Вед.2:
Говорят, чем больше на небе звезд, тем небо ярче. Радуга потому и красива, что собрала в себе все земные цвета. Чем разнообразнее цветы, тем красивее букет из них. Так и народы на Кавказе. У каждого свой язык, своя биография, опыт жизни, свои стихи и песни. Но у всех одно стремление: нести свет.
Вед. 1:
И пока в свои стихи и песни мы будем вкладывать душу, будет расцветать Россия, будет расцветать Кавказ!
(Осетины)
После танца воспитатель знакомит присутствующих с играми народов Кавказа, и предлагает сыграть в подвижную игру « Кудис агеба» (Снятие шапки).
Вед. 1:
Михаил Юрьевич Лермонтов писал:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ…
Вед. 2:
И действительно, нельзя не любить Кавказ. Нельзя не любить эти могучие горы, быстрые реки, живительные источники, целебный воздух и эти красивые слова и песни о нем.
Воспитатель: Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются?
Дети: Говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.
Воспитатель: А что такое “традиции”? Это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки умеют печь блины. Этому они учат ваших мам, а когда вы вырастите, ваши мамы научат вас печь блины. И у народов Кавказа тоже есть свои блины. Только у них совсем другой вкус. Они называются -ХЫЧИНЫ. Хотите их попробовать?
Украинцы – дети в национальных костюмах с национальным блюдом
Вед. 1:
Друг на Кавказе – не просто друг!
Вед. 2:
Друг – это брат! Горы проверяют дружбу на крепость, верность и честь!
Грузины – дети в национальных костюмах с национальным блюдом
Вед. 1:
Трудно не согласиться с тем, что культура Кавказа складывается из обычаев многих народов, живущих на этой земле. Я думаю, именно в этом и заключается великая сила искусства, сила которая объединяет и дарит гордость жизни. Вот, например, в Дагестане существовал такой старинный обычай: в долгие зимние ночи собираются молодые люди в чьей – нибудь сакле, какая по просторнее и заводят разные игры. Посадят, например, на стул парня. Вокруг него ходит девушка и поет. А он должен ей отвечать. Потом девушку посадят на стул, а парень ходит и поет. Эти песни не совсем похожи на частушки, но есть что-то общее. Разные велись между ними песенные разговоры. Но под конец диалог посвящался Дагестану.
Дети
- Ты где, Дагестан?
- На высокой скале, у реки Койсу.
- Что ты делаешь, Дагестан?
- Закручиваю усы.
- Ты где, Дагестан?
- В долине ищи меня.
- Ты кто, Дагестан?
- Олень, что пьет речную струю.
- Ты кто, Дагестан?
- Я река, я оленя пою.
- Ты какой, Дагестан?
- Я маленький, весь умещусь в горсти.
На Кавказе тоже есть свои традиции и обычаи. Одной из них является народный танец “Лезгинка”. Воспитатель показывает детям несколько характерных танцевальных движений и предлагает всем вместе станцевать танец “Лезгинка”.
(Дагестан) танец Курбан и Зарина
Вед.1:
Вот одна из тех историй
О которой люди спорят.
Что такое Северный Кавказ?
Вед. 2:
А мы с гордостью и уверенностью можем сказать, что народов много здесь живет, но песнь их об одном.
Вед.1:
Кавказ нельзя делить на всех,
Кавказ – наш общий дом!
(Белорусы)
Вед. 2:
Мы – будущее нашего общего дома – Северного Кавказа!
Вед. 1:
И мы понимаем, что именно в дружбе наша сила!
Вед. 2:
Мира и счастья тебе, Кавказ, частица России!
Вед. 1:
Пусть небо над тобой будет всегда голубым и чистым!
Вед. 2:
Пусть вера и уважение не исчезнут из сердец жителей Кавказа!
Вед. 1 и Вед. 2.:
Кавказ – наш общий дом!
Ведущая: Толерантность – слово иностранное,
Но для всех понятное давно
Будь терпимым к дальнему иль странному
Отстраненным, будто бы в кино.
Речь здесь не идет о равнодушии
И о черствости никто не говорит.
Деликатность и терпение к живущему
Рядом , нам совсем не повредит.
Матрешка: Будь терпимым ко всему иному
К вере, взглядам, мыслям и одеждам
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда.
Что мы можем жить такие разные,
В этом мире вечного движения
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения.
Давайте пожмём друг другу руки и обнимемся.
Песня «Мир похож на цветной луг» (исполняют ребята старшей группы)
Ведущий : Вот и закончилось наше занятие. Мы с вами путешествовали по Кавказу. Познакомились с обычаями и традициями кавказских народов. А сейчас, следуя хорошему кавказскому обычаю, давайте подарим всем присутствующим ПОДАРКИ!
Раздается веселая кавказская мелодия дети раздают всем гостям приготовленные заранее бумажные цветы .
Литература:
Расул Гамзатов «Мой Дагестан», издательство Махачкала 1976
М.Ю. Лермонтов, сочинения том 1, том2, Москва издательство
«Правда» 1988, 1990 гг
А.В. Суслова, А.В. Суперанская «О русских именах», Лениздат, 1991