Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 529 "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

Опубликовано 18.01.2016

Марченко Ирина Алексеевна
МДОУ Детский Сад №46 с Васильково 

Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Разработка серии занятий с использованием нетрадиционной техники на занятиях по рисованию во 2 младшей группе.

Содержание

1.Введение

2.Конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

3.Заключение

4. Список литературы

 

1. Введение

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

Дошкольный возраст  наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Формирование творческой личности – одна из важных задач теории и практики на современном этапе. Это обуславливает необходимость творческого подхода в обучении и воспитания подрастающего поколения. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к усвоению новых навыков, знаний, умений. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, ( рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля и  сухих листьев, тычок жесткой полусухой кистью и  ватными палочками) способствуют этому.

 

Цельработы:

 

Использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

 

 Задачи :

- Разработать комплекс занятий с применением нетрадиционных технологий

-Воспитывать активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

· научить применять  новые способы для художественного изображения;

· научить  передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

 

2.Конспекты  занятий с использованием нетрадиционной техники изображения

Конспект занятия по изобразительной деятельности.

 Рисование методом тычка.

Тема: « Все сосульки плакали»

                                                Введение

В конспекте занятия « Все сосульки плакали» предлагается способ рисования  методом тычка. Если у  детей есть опыт рисования  пальчиком , то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка ,достаточно взять ватную палочку  опустить в краску  и ударить им по листу  сверху вниз. Ритмично нанося тычок , можно рисовать  падающий снег или  капель. 

 

                                      Тема: « Все сосульки плакали»

 

Цели занятия :

  1. Воспитывать эмоциональное восприятие  природных явлений,  вызывая интерес к рисованию капели.
  2. Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка.
  3. Учить ритмично, наносить мазки, располагая  их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек
  4. Закрепить умения в  рисовании  солнышка .

 

Материал для занятия:

  • ½ А4 альбомного листа с изображением сосулек;
  • стаканчик с водой ;
  • кисть;
  • 2-3 ватные палочки;
  • гуашевые краски голубого цвета и желтого;
  • салфетка.

Предварительная работа : наблюдение за сосульками  на прогулке и из окна детского сада; сравнение снега и льда ; лепка сосулек , создание коллективной композиции  «Сосульки на крыше» .

 

 

                                          Ход занятия

  1. 1.      Организационная часть

Воспитатель: Вот и подходит  к концу зима. Солнышко  пригревает все теплее и . Сколько интересного можно наблюдать весной.

                                          «Сосульки»

                    Ты взгляни: увидишь снизу

                    Сто сосулек по карнизу .

                  - Плюх-плик,плюх-плик-

                   Каплет с крыш за воротник ,

                   Под окно и на крылечко

                   Льётся песня – бесконечка!

                                                      Г. Лазздынь

 

Дети вы догадались про что это стихотворение ( ответы детей).

Снег тает и на крышах домов появляется много сосулек больших и маленьких.( педагог прикрепляет на фланелеграф фигурки сосулек разной величины). Покажите мне самую большую и самую маленькую  сосульки.( ответы детей).

На что похожа сосулька ( ответы детей: треугольник,нос,морковка).Давайте скажем красивые слова  о сосульке. Сосулька какая ( ответы детей: прозрачная,холодная, длинная, блестящая).Но  вот солнце начинает пригревать

( прикрепляется на фланелеграф  фигурка солнышка) и вдруг  с сосулек  начинают капать первые капельки , сначала редко( начинает стучать пальчиком по ладони  приговаривая , тихо кап-кап ), потом все чаще( продолжая стучать пальчиком приговаривая все громче Кап-Кап.)

 

2.Физкультминутка :

Дети встают в круг

Воспитатель:  Когда  была зима  на улице было много снега , все ребята  играли в снежки

«Снежки»

- Взяли дети снег (Дети наклоняются вперед  не сгибая ноги в коленях)

-Сделали снежки( выпрямляются и имитируют что лепят снежок)

-И бросаем его ( бросают снежок сначала одной рукой затем другой).

«Гуляем на участке» ( с музыкальным сопровождением « Времена года» П. Чайковского)

Солнце, солнце высоко       ( На цыпочках тянут руки вверх)

Нам от солнышка тепло      ( легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей                 (приседание)

Звонко побежал ручей       ( бег по кругу)

Вы за ручейком бегите

Лужи все перешагните      ( ходьба по кругу с преодолением препятствия луж)

Вот веселый воробей

в лужице купается              (руки прекрещены за спиной , прыжки на двух ногах по кругу)

Чистит свои перышки         ( легкое поглаживание рук)

И отряхается                           ( потряхивание кистями рук)

А теперь полетели и на место тихо сели ( садятся на стулья).

 

Практическая часть :

Воспитатель: А теперь нарисуем капель.

Для рисунка у нас приготовлена  краска. Назовите ее цвет. (ответы детей). Для капели у нас приготовлена краска голубого цвета. А зачем нам желтая? (ответы детей) Правильно солнышко будет пригревать и тогда сосульки начнут плакать.

 Педагог прикрепляет лист к доске и начинает рисовать, комментируя свои действия:

-берем краску желтого цвета и рисуем круглое солнышко

-поднимаем кисточку и рисуем лучики, ведем линию-раз лучик-еще и еще….

Дети рисуют солнце, воспитатель  контролирует приемы работы, оказывает помощь детям. Во время рисования педагог активизирует деятельность детей «какое солнышко у тебя Лиза, ярко светит, горячо».

Посмотрите как пригрело солнышко и сосульки начали плакать. Посмотрите как они тают (показывает приемы рисования методом тычка на листе, произнося вместе с детьми кап-кап, ритмично наносит мазки точно под сосульками.

-а теперь попробуем нарисовать маленькие капельки –берем  ватную палочку  опускаем в краску голубого цвета и спокойно делаем тычок о бумагу точно под сосульками , вот они какие кап-кап.

-теперь рисуем - большие капельки  шлеп-шлеп-шлеп.

Дети рисуют капель. Педагог помогает индивидуальным показом, приемов «рука в руке».

4 Итог занятия.

Вот какая капель у нас получилась. Давайте полюбуемся. Рисунки детей выставляются на стенд.

 

                              « Сосульки плаксы»

Сосульки звенят и звенят

На солнце сверкают ,блестят .

Грустят об ушедших морозах ,

Пускают длинные слезы.

В лужах слезинки прячут,

Плачут сосульки ,плачут!

                                           (В.Шипунова)

 

Конспект занятия по изобразительной деятельности.

 Рисование пальчиками

Тема: «Дождик, дождик  веселей»

Цели занятия :

  1. Учить изображать тучу и дождик пальчиками
  2. Знакомить с синим цветом
  3. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности
  4. Учить развивать чувство цвета и ритма
  5. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

 

Предварительная работа:

В солнечную погоду понаблюдать за облаками на небе: белые, как вата без дождя .

В дождливую погоду можно понаблюдать , как капельки дождя оставляют след  на стекле ,послушать как стучит дождь по стеклу.

                                Ход занятия

  1. 1.     Организационный момент

Воспитатель : любите ли вы дождливую погоду?( ответы детей)

Нет? А ведь дождик нужен траве, деревьям , цветам.

 Какие бывают тучки когда солнце светит (ответы детей),а когда  идет дождь.(ответы детей)

 А вы любите гулять  по лужам если у вас на ногах резиновые сапожки?( ответы детей). Конечно весело гулять по лужам.

 Давайте мы сейчас  с вами  погуляем по лужам.

  1. 2.     Физкультминутка

«Дождик лей посильней»

Приплыли тучи дождевые.

Лей, дождик, лей!                 Руки вытянуты ладони вниз.

Дождинки пляшут.              Потряхивают руками , топают ногами.

Как живые,

Пей, рожь, пей!

И рожь склоняясь к земле зеленой,

Пьет,пьет,пьет

А дождик теплый неугомонный           Наклоняются  и садятся

 Льет, льет,льет!     

«Музыка дождя и грома»

Воспитатель: Ой ребята! набежала тучка ,закапал дождь!

Дети стучат пальчиками по полу

Засверкала гроза

Стучат ладошками

Загремел гром.

Стучат кулачками

Дождь стал стихать и совсем прекратился .

Постепенно ритм замедляется

3.Практическая часть

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем дождик. Для рисунка у нас приготовлена краска . Назовите ее цвет ( ответы детей).

Посмотрите какие у нас тучки , а дождя в них нет ( педагог прикрепляет  лист бумаги  голубого цвета  с изображением тучек ,нарисованными или выполненными в технике аппликации).

Давайте заполним тучку  дождиком ( педагог опускает палец в синюю краску  и наносит пятнышки-дождинки , плотно почти слитно, иногда находя друг на друга на силуэте тучки).

Дети заполняют силуэты тучек  пятнышками –дождинками.

Воспитатель:А вот и первые капли дождя падают на землю

( педагог наносит ритмично пятнышки-дождинки, размещая  их

свободно , на расстоянии друг от друга)

Дети ставят более редкие  пятнышки под тучками, сопровождая рисование  словами «Кап-Кап».

Воспитатель в процессе контролирует , помогая  детям затруднившимся в выполнении задания.

4. Итог занятия

Воспитатель выставляя на стенде работы ребят рассказывает русскую-народную потешку:

Дождик-дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Воспитатель и дети  находят рисунки с изображением сильного(«Ах какой сильный дождик») ,и слабого дождя (« А здесь совсем слабый дождик, скоро выглянет солнышко»)

 

Занятие по рисованию нетрадиционным способом –

 линии от кляксы

 

Тема : « Разноцветный коврик»

 

Цели занятия :

  1. учить рисовать  пальцами любые линии от кляксы;

2.вызвать интерес  к рисованию  и чувство удовлетворения от работы с красками.

3.Учить развивать чувство цвета и ритма.

 

                                                 Ход занятия.

 

 

  1. Создание игровой мотивации :

Воспитатель:Ребята , наш Мишутка переехал в новый домик. И поэтому  сегодня он приглашает нас к себе в

 гости ,но в гости , а тем более на новоселье , надо идти с подарком . Я знаю , что мишутка мечтает о красивом коврике , который он мог бы положить на пол или повесить на стенку. Подарим ему такой коврик.

  1. 2.     Рисование

Воспитатель:У меня есть лист бумаги  прямоугольной формы. Я хочу сделать из него  коврик для Мишутки. Чтобы коврик получился красивым , его нужно украсить узором.  И тут мне очень помогут разноцветные  сестрицы. Вот они лежат у меня в коробке ( показывает коробку с красками ) Что это за сестрицы ? ( ответы детей)Правильно это краски. С их помощью можно украсить любой предмет . Посмотрите в нашей группе  много красивых вещей с узорами. Вот шкафчик для игрушек. Вот расписной самовар.

 

Давайте посмотрим , какая из красок постаралась украсить нашу группу.

Педагог показывает краску. Дети называют предмет  такого же цвета.( мебель, игрушки и т.п)

Педагог : Сегодня мы с вами  будем рисовать пальчиками

.Дети повторяют движения воспитателя  имитирующие рисование самых разных линий  вверх ,вниз и т.д

Воспитатель наносит на лист бумаги (коврик)   капельку жидкой краски и показывает как надо рисовать линии от пятна . Используя прием « рука в руке»,побуждая детей к работе.

Воспитатель последовательно ставит на ковре кляксы: красные ,желтые, синие, зеленые. В течении рисования многократно называет цвета, побуждая детей повторять.

  По окончании работы дети моют руки и вытирают салфетками.

Итог:

Воспитатель расставляет работы .

 Все любуются  ковриками.  

 

Конспект  занятия по рисованию

Печать всей ладонью

Тема « Разноцветный хвостик»

Цель : научить детей печатать всей ладонью приемом примакивания под словесное сопровождение;

Закрепить знание цветов, побуждать называть их.

 

Материал: Лист бумаги  с изображением петушков (с белыми хвостами);

Гуашь желтого и красного цвета;

Салфетки и тазик с водой;

Игрушка или изображение петушка.

 

 

Предварительная работа: заучивание стихотворения В. Берестова

« Петушки».

 

                                    Ход занятия

1.Организационный момент:На столе игрушка (петушок),воспитатель обращает внимание  и уточняет .знают ли дети кто это , предлагает вспомнить стих  про петушков В. Берестова.

                                   

 

                               «Петушки»

 

 

Петушки распетушились,

 но подраться не решились.

Если будешь петушиться

 можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться

 нечем будет петушиться .

Воспитатель:- а что значит петушиться ( ответы детей)

              -Посмотрите , что случилось с петушками , рассердились друг на друга и захотели подраться все перышки встали торчком .

- ребята а почему петушки не стали драться?(ответы детей)

- посмотрите какие у них маленькие белые хвостики , а давайте украсим наших петушков   красивыми  хвостиками, они развеселяться и больше никогда не будут  сердиться и петушиться.

2,Рисование. Воспитатель рассказывает что они сегодня будут рисовать рукой(ладошкой) и показывает как это делается.

Воспитатель предлагает  детям показать краску желтого цвета  и набрать ее на ладошку .Подражая воспитателю под словесное  сопровождение ( промакнуть – оторвать) дети печатают , воспитатель хвалит их.

Затем обращают внимание на красный цвет . Дети печатают  красной краской  по той же полосе не смыв желтую краску.

3.Итог:Воспитатель обращает внимание какой получился большой пушистый хвост .Посмотрите да и петушкам они очень понравились , какие они стали веселые , яркие.Петушки благодарят и восхищаются работами детей

 

Заключение

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных.

 

Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании…

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое…

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности

 

Список литературы

1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: 1967г. 4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 2000.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

3. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М., 1994.12.

 4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

 

  1. Г.Н Давыдова.  Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-М.,2013
  2. Дошкольное воспитание  2002 г