Емельянова Екатерина Леонидовна
МБДОУ Детский сад "Журавушка"
воспитатель
Методическая разработка:
"Программа развития эмоциональной сферы дошкольников"
ПРОГРАММА
развития эмоциональной сферы дошкольников
«ПУТЕШЕСТВИЕ С ГНОМОМ»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет.
Срок реализации программы: 42 часа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.
Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, опрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.
Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с другими детьми.
В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 - 6 тысяч. Но, как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры.
Программа «Путешествие с Гномом» знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снижению тревожности и агрессивности, развитию эмпатии, воображения, творческих способностей и навыков общения. В ходе занятий у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.
Задачи программы:
— сформировать малую группу;
— учить детей идентификации и адекватному выражению чувств;
— обучить эффективному общению;
— формировать навыки принятия правильного решения.
Основные методы диагностики – наблюдение и беседа, а также при необходимости используется ряд личностных методик.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из трех разделов:
1 РАЗДЕЛ «МОИ ЭМОЦИИ»
Цели:
• расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, удивление, страх, гнев;
• знакомство с новыми эмоциями: отвращение, презрение — зависть, стыд — вина;
• развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;
• развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные ощущения;
• развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
2 РАЗДЕЛ «Я И ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»
Цели:
• закреплять знания об эмоциях: радость, грусть, удивление, страх, гнев, отвращение, зависть, стыд—вина;
• развивать активный словарь эмоциональных состояний;
• закреплять умение детей выражать эмоции социально приемлемыми способами;
• формировать умение определять эмоциональное состояние другого человека и умение понимать, какие мотивы скрываются за поведением окружающих людей;
• продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции;
• развивать воображение, чувство эмпатии.
3 РАЗДЕЛ «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ»
Цели:
• формировать у детей позитивные способы общения со сверстниками и с окружающими взрослыми;
• развивать у детей невербальные навыки общения;
• учить детей умению слушать друг друга и окружающих людей;
• формировать у детей навыки ответственности, способности чувствовать, понимать другого человека;
развивать чувство эмпатии.
Рекомендации по реализации программы
1. Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет.
2. Количество занятий — 42.
3. Занятия рассчитаны на 0,75 – 1,0 часа.
4. Группа состоит из 10 - 12 человек примерно одного возраста.
5. Форма проведения: коррекционно-развивающие занятия, тренинг.
6. Частота встреч — 1 раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия Тема занятия Кол-во
часов
1 РАЗДЕЛ «МОИ ЭМОЦИИ»
1 Вводное занятие 1
2 Путешествие в страну радости 1
3 Мое веселое настроение 1
4 Путешествие в страну грусти 1
5 Рассмеши принцессу Несмеяну 1
6 Путешествие в страну удивления 1
7 Удиви мышку 1
8 Путешествие в страну страха 1
9 Маленький гномик и Баба-Яга 1
10 ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗЛОСТИ 1
11 ПОБЕДИТЕЛЬ ЗЛОСТИ 1
12 ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОТВРАЩЕНИЯ 1
13 МЫ УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО 1
14 ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВИНА 1
15 Путешествие гусеницы 1
16 ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗАВИСТЬ 1
17 КОРОЛЕВСТВО ЭМ0ЦИЙ 1
18 НАШИ ЭМОЦИИ 1
19 НАШИ ЭМОЦИИ 1
20 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ I 1
2 РАЗДЕЛ «Я И ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»
21 НАШЕ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ 1
22 Мы сегодня не грустим 1
23 УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ 1
24 ПОБЕДИМ СТРАХ 1
25 СМЕШИНКИ И ЗЛЮЧКИ 1
26 ТЫ НЕ ВИНОВАТ 1
27 МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ 1
28 ЗАВИСТЬ – ЭТО НЕ ВСЕГДА ПЛОХО 1
29 СОБЫТИЯ И ЭМОЦИИ 1
30 Mbl „СЛУШАЕМ" НАСТРОЕНИЕ 1
31 МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ 1
3 РАЗДЕЛ «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ»
32 ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА 1
33 ДАВАЙ ПОГОВОРИМ 1
34 ДАВАЙ ПОГОВОРИМ 1
35 ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ 1
36 НАШИ ПОСТУПКИ 1
37 МЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 1
38 Я ДОМА 1
39 Я В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ 1
40 ПРО ДРУЗЕЙ 1
41 ПРО ВЗРОСЛЫХ 1
42 НЕВОСПИТАННЫЙ МИШКА 1
ИТОГО: 42
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программно – методическое обеспечение
1. Дидактический материал:
бланки с поурочными заданиями (раздаточный материал),
дидактические карточки (овощи, фрукты, ягоды, лесные животные, хищники, домашние животные, животные живущие на ферме),
тематические картинки (сюжетные картинки различной тематики, картинки на поиск отличий)
карточки лото («Времена года», «Животные и птицы», «Разноцветные гномы», «На что это похоже», «Найди пару»),
карточки - пазл («Цвета», «Веселая логика»).
тестовый материал.
2. Методические пособия:
- разработки игр;
- разработки занятий.
Материально – техническое оснащение
Для успешной организации учебного процесса предусмотрено наличие следующего оснащения:
Оборудование:
столы, стулья, палас, мяч.
Материалы: бумага белая, карандаши цветные и простые, фломастеры, пластилин, пальчиковые краски, клей, салфетки, белый картон, нитки, разноцветные бусы, тесто для лепки.
Техническое оснащение: магнитофон.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1999.
2. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1999.
3. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников Автор(ы): Монакова Наталья Издатель: Речь, 2008 год, 128 стр.
4. Руководство практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. — М.: Айрис Пресс, 2003.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? В 4 ч. — М.: Генезис, 2000.