Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 476 Методическая разработка: "Программа развития эмоциональной сферы дошкольников"

Опубликовано 10.12.2015
Емельянова Екатерина Леонидовна
МБДОУ Детский сад "Журавушка"
воспитатель
Методическая разработка:
"Программа развития эмоциональной сферы дошкольников"
ПРОГРАММА развития эмоциональной сферы дошкольников «ПУТЕШЕСТВИЕ С ГНОМОМ» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет. Срок реализации программы: 42 часа. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, опрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия. Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с другими детьми. В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 - 6 тысяч. Но, как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Программа «Путешествие с Гномом» знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снижению тревожности и агрессивности, развитию эмпатии, воображения, творческих способностей и навыков общения. В ходе занятий у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям. Задачи программы: — сформировать малую группу; — учить детей идентификации и адекватному выражению чувств; — обучить эффективному общению; — формировать навыки принятия правильного решения. Основные методы диагностики – наблюдение и беседа, а также при необходимости используется ряд личностных методик. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Программа состоит из трех разделов: 1 РАЗДЕЛ «МОИ ЭМОЦИИ» Цели: • расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, удивление, страх, гнев; • знакомство с новыми эмоциями: отвращение, презрение — зависть, стыд — вина; • развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям; • развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные ощущения; • развитие умения адекватно выражать свои эмоции. 2 РАЗДЕЛ «Я И ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ» Цели: • закреплять знания об эмоциях: радость, грусть, удивление, страх, гнев, отвращение, зависть, стыд—вина; • развивать активный словарь эмоциональных состояний; • закреплять умение детей выражать эмоции социально приемлемыми способами; • формировать умение определять эмоциональное состояние другого человека и умение понимать, какие мотивы скрываются за поведением окружающих людей; • продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции; • развивать воображение, чувство эмпатии. 3 РАЗДЕЛ «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ» Цели: • формировать у детей позитивные способы общения со сверстниками и с окружающими взрослыми; • развивать у детей невербальные навыки общения; • учить детей умению слушать друг друга и окружающих людей; • формировать у детей навыки ответственности, способности чувствовать, понимать другого человека; развивать чувство эмпатии. Рекомендации по реализации программы 1. Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет. 2. Количество занятий — 42. 3. Занятия рассчитаны на 0,75 – 1,0 часа. 4. Группа состоит из 10 - 12 человек примерно одного возраста. 5. Форма проведения: коррекционно-развивающие занятия, тренинг. 6. Частота встреч — 1 раз в неделю. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № занятия Тема занятия Кол-во часов 1 РАЗДЕЛ «МОИ ЭМОЦИИ» 1 Вводное занятие 1 2 Путешествие в страну радости 1 3 Мое веселое настроение 1 4 Путешествие в страну грусти 1 5 Рассмеши принцессу Несмеяну 1 6 Путешествие в страну удивления 1 7 Удиви мышку 1 8 Путешествие в страну страха 1 9 Маленький гномик и Баба-Яга 1 10 ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗЛОСТИ 1 11 ПОБЕДИТЕЛЬ ЗЛОСТИ 1 12 ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОТВРАЩЕНИЯ 1 13 МЫ УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО 1 14 ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВИНА 1 15 Путешествие гусеницы 1 16 ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗАВИСТЬ 1 17 КОРОЛЕВСТВО ЭМ0ЦИЙ 1 18 НАШИ ЭМОЦИИ 1 19 НАШИ ЭМОЦИИ 1 20 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ I 1 2 РАЗДЕЛ «Я И ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ» 21 НАШЕ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ 1 22 Мы сегодня не грустим 1 23 УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ 1 24 ПОБЕДИМ СТРАХ 1 25 СМЕШИНКИ И ЗЛЮЧКИ 1 26 ТЫ НЕ ВИНОВАТ 1 27 МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ 1 28 ЗАВИСТЬ – ЭТО НЕ ВСЕГДА ПЛОХО 1 29 СОБЫТИЯ И ЭМОЦИИ 1 30 Mbl „СЛУШАЕМ" НАСТРОЕНИЕ 1 31 МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ 1 3 РАЗДЕЛ «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ» 32 ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА 1 33 ДАВАЙ ПОГОВОРИМ 1 34 ДАВАЙ ПОГОВОРИМ 1 35 ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ 1 36 НАШИ ПОСТУПКИ 1 37 МЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 1 38 Я ДОМА 1 39 Я В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ 1 40 ПРО ДРУЗЕЙ 1 41 ПРО ВЗРОСЛЫХ 1 42 НЕВОСПИТАННЫЙ МИШКА 1 ИТОГО: 42 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программно – методическое обеспечение 1. Дидактический материал:  бланки с поурочными заданиями (раздаточный материал),  дидактические карточки (овощи, фрукты, ягоды, лесные животные, хищники, домашние животные, животные живущие на ферме),  тематические картинки (сюжетные картинки различной тематики, картинки на поиск отличий)  карточки лото («Времена года», «Животные и птицы», «Разноцветные гномы», «На что это похоже», «Найди пару»),  карточки - пазл («Цвета», «Веселая логика»).  тестовый материал. 2. Методические пособия: - разработки игр; - разработки занятий. Материально – техническое оснащение Для успешной организации учебного процесса предусмотрено наличие следующего оснащения: Оборудование:  столы, стулья, палас, мяч. Материалы: бумага белая, карандаши цветные и простые, фломастеры, пластилин, пальчиковые краски, клей, салфетки, белый картон, нитки, разноцветные бусы, тесто для лепки. Техническое оснащение: магнитофон. ЛИТЕРАТУРА 1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1999. 2. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1999. 3. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников Автор(ы): Монакова Наталья Издатель: Речь, 2008 год, 128 стр. 4. Руководство практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000. 5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1997. 6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996. 7. Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. — М.: Айрис Пресс, 2003. 8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? В 4 ч. — М.: Генезис, 2000.