Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 477 Лекторий для родителей: "Играем с малышами - с удовольствием и пользой"

Опубликовано 10.12.2015
Емельянова Екатерина Леонидовна
МБДОУ Детский сад"Журавушка",Свердловская обл.,г.Асбест
воспитатель
Лекторий для родителей:"Играем с малышами-с удовольствием и пользой"

ИГРАЕМ С МАЛЫШАМИ – С УДОВОЛЬСТВИМ И ПОЛЬЗОЙ
Лекторий для родителей
Маленький ребёнок, как правило, становится центром семьи.  Всех – и маму, и папу, и старших и младших родственников интересует, как малыш поел, поспал, что делал на прогулке, как играл.  Хорошо,  когда каждый член семьи может уделить внимание  ребёнку раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), но важно, чтобы это внимание и занятия с малышом были грамотно подобраны и организованы, чтобы общение приносило ребёнку и взрослому не только радость, но и пользу.
Не всегда родители обладают специальными знаниями о том, как способствовать гармоничному развитию своего ребёнка. Например, кто-то, из лучших побуждений, покупает ребёнку много игрушек, хороших, дорогих, «развивающих». Но непосредственно с ребёнком не играет, оправдывая это тем, что «Времени не хватает» или «Я тебе купил, а ты уж сам играй!». И искренне недоумевает потом: «Почему-то у моего ребёнка совсем нет интереса к игрушкам!».
А бывает наоборот, родители или бабушки с дедушками, постоянно, непрерывно играют с малышом, читают, проигрывают целые спектакли, устраивают  разные соревнования, и так же не могут понять, почему ребёнок сам не может себя занять и играть с игрушками или бытовыми предметами ему неинтересно.
 	Так давайте разберёмся,  как же можно организовать грамотное взаимодействие с ребёнком раннего возраста, чтобы оно служило стимулом для психического развития малыша.
Нужно  учитывать особенности  детей  раннего  возраста:
1.Необходимость непременного участия, включения взрослого в игру, так  как он  передаёт  детям  необходимые  правила  и  действия  и «заражает»  их интересом к деятельности,  стимулирует  и  поддерживает  их  активность. Только  взрослый  может  показать,  как  можно  играть  с  игрушками. Только  взрослый  может  организовать  и  поддержать  интерес  к  игре.
2.  Маленький  ребёнок  может  воспринять  только   то  воздействие,  которое  адресовано  лично  ему. Поэтому  необходимо при взаимодействии с ребёнком убирать разницу в росте – например, присесть, или прилечь, если игра происходит на полу. Опытные  педагоги  называют  этот  приём  «Подняться  до  уровня  ребёнка». Обязательно  использовать взгляд  в  глаза, обращение  по  имени,  ласковое  прикосновение.
3.  Неэффективны  чисто  вербальные, словесные  методы  воспитания, так  как  до  3-х  лет  дети  не  могут  регулировать  своё  поведение словом, они живут  лишь настоящим  моментом. Поэтому по-настоящему  малышей  воспитывают  только  чувствами,  действиями и  поступками, собственным примером.  Как  говорят  в  народе : «Воспитание – это  пример  да  любовь».
Зная эти особенности, мы понимаем, что недостаточно просто снабжать ребёнка игрушками. В раннем возрасте содержанием  совместной   деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источ¬ником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом  человеческих действий с предметами.  Такое сотрудничество  уже  не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов.  Теперь необходимо соучастие  взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и  того  же  дела.  В  ходе  такого  сотрудничества ребёнок одновременно  получает  и  внимание  взрослого,  и его участие в действиях ребёнка и,  главное  -  новые,  адекватные способы действия с предметами.  Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.     Обязательно взрослый должен лично подключаться к игре, стимулировать  активность  ребёнка, вызывать  желание действовать, играть, решать  практические задачи.
Чтобы эти задачи решить, необходимо эмоционально  вовлекать  детей  в  процесс, использовать  выразительные  движения  и  мимику. Например,  ребёнок  играл  с  куклой  и готов  был  уже  её  бросить.  Взрослый   предлагает  ему:   «Построй  для  куклы  домок».  И  тогда  деятельность  приобретает  иной  смысл  и  содержание,  и  внимание  снова  становится  устойчивым.
	На  всём  протяжении  дошкольного  детства  малыша  притягивает  эмоционально  насыщенный  материал. Взрослый,  помня  об  этом,  создаёт  зону  положительных  переживаний,  тем  самым  вызывая  и  поддерживая  непроизвольное  внимание  ребёнка.  Подчеркнём,  что  в  развитии этого  вида  внимания  главную  роль  играет  именно  взрослый.  Например,  он  использует  особенности  раздражителя  для  его  организации,  когда  проводит такую  игру  с  детьми  раннего  возраста:  по-очереди  накрывает  одного  из  них  прозрачным  платком и,  обращаясь  к  остальным, задаёт  вопрос: «Где  Лена? Аня?».  А  потом  снимает  платочек:  «Вот  Лена. Вот Аня».  В  чём  смысл  этой  игры?  Поскольку  взрослый  обеспечил  прерывистость  воздействия  раздражителя,  внимание  ребёнка привлекается  к  другим  детям,  возникает интерес  к  ним.
Но надо помнить ещё об одной важной особенности взаимодействия с маленькими детьми. Организуя  совместные  игры,  важно стимулировать  самостоятельную  игру  ребёнка,  инициативу. Побольше  играть  с  ним  в  игры с предметами, сюжетными  игрушками. Помнить о том, что периоды  совместной игры  должны чередоваться  с периодами самостоятельных занятий ребёнка.
Нарушение этого правила приводит к тому, что если  дома  преобладают  эмоциональные контакты  со  взрослым, то у  детей  не  активизируют  инициативность,  самостоятельность.
Значит, у них  чрезмерно  развита  потребность  во  внимании,  ласке,  физическом  контакте. Её трудно удовлетворить в группе из  многих детей,  да и к взрослому – воспитателю – ребёнок не обращается по поводу совместной игры с предметами. Не складывается  столь  важное  в  этом  возрасте  сотрудничество  с  взрослым.
А отсутствие  навыков  практического  взаимодействия, снижение  игровой  инициативы,  плюс  повышенная  потребность  во  внимании  приводят  к  осложнению  взаимоотношений  ребёнка  с  малознакомыми  взрослыми. Это может создать значительные трудности при адаптации  к детскому  саду. Такие дети с трудом отрываются от родителей, долго плачут, у них нарушается сон, аппетит, они чаще и дольше болеют. 
Наблюдается чёткая  закономерность – легче  всего адаптируются  дети,  которые  умеют  длительно,  разнообразно и  сосредоточенно  действовать с  игрушками. И им проще обратиться к взрослому воспитателю, их проще заинтересовать, отвлечь от грустных мыслей. 
Поэтому стоит  формировать у своего ребёнка бодрое мироощущение, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности. Стоит показать ему, как устроен этот мир, для чего в нём разные предметы и игрушки, и как с ними можно играть