Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 467 Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»

Опубликовано 06.12.2015

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЕНОК» П.ПАНГОДЫ (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЕНОК»)

  

Рабочая программа

«Занимательная математика»

СКАЧАТЬ

                                                                                                                Разработчик программы:

                                                                                                                Тупицына Л.Н.,

                                                                                            воспитатель

 

п. Пангоды

2015

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала среднего дошкольника, необходимость создания условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Новизна данной дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Актуальность и педагогическая целесообразность создания данной дополнительной образовательной программы.

Созданием данной дополнительной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также

Цель дополнительной образовательной программы «Занимательная математика»:   развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности и психологических процессов старших дошкольников.

Развитие математических представлений и логики:

• развитие математических представлений о числах и цифрах;

• знакомство с математическими знаками;

• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8-9 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю. Наполняемость группы  до 10 человек.

Форма занятий-совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.

Ожидаемые результаты после реализации дополнительной образовательной программы:

- ребенок должен различать и называть цифры;

- уметь составлять и решать простейшие арифметические задачи;

- уметь решать простейшие логические задачи, обосновывать доказательство;

- ориентироваться в тетради.

Организация учебно-воспитательного процесса:

Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

Способы проверки освоения дополнительной образовательной программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» – открытое занятие для родителей по итогам реализации программы.

Учебно-тематический план

 

 

  № п/ п

 

Тема

 

Основные задачи

Количество

часов

Теория

Практика

Математическая подготовка

  1.  

Признаки предметов. Счёт предметов (устная нумерация).

 

Формирование представлений совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Прямой и обратный счет в пределах 10

1

1

  1.  

Взаимное расположение предметов (слева, справа, вверху, внизу).

Понятие одинаковый

Формирование понимания и конкретизации слов «слева», «справа»,  вверху, внизу. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы

 

1

1

  1.  

Отношения: столько же, больше, меньше.

Формирование знаний сравнения и  описания предметов по признакам  (одинаковые – разные, похожи –  отличаются).

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).

1

1

  1.  

Счет предметов (устная нумерация). Сравнение.

Формирование знаний прямой и обратный счет в пределах 10. Усвоение последовательности слов числительных, используемых для счета предметов. Сравнение  и  описание     предметов  по  признакам  (одинаковые  – разные,    похожи – отличаются).     

Изменение признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением

1

1

  1.  

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Числа 1,2,3.

Формирование представлений взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры !). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками.

1

1

  1.  

Число и цифра. Счёт предметов.

 

 

 

 

 

 

Формирование представлений понимания взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры !). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками.

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

  1.  

Счёт предметов.

Знакомство с цифрой 1.

 

 

Формирование  понимания взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры!). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками.

1

1

  1.  

Счёт предметов. Знакомство с цифрами 2,3.

 

Формирование умения соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами.

Овладение навыком  счета предметов

1

1

  1.  

Представления о паре предметов.

Числа 4,5,6.

 

 

Формирование знаний способа установления взаимно однозначного соответствия между предметами (элементами) различных совокупностей (наложение каждого предмета одной совокупности на каждый предмет другой совокупности, расположение предметов одной совокупности под каждым предметом другой совокупности, образование пар).

1

1

  1.  

Геометрические фигуры. Знакомство с цифрой 4.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.  

1

1

  1.  

Пространственные отношения: между, перед.

Развитиепространственных представлений (различение направлений «между» и «перед» в пространстве и на листе бумаги)

1

1

  1.  

Знакомство с цифрами 5,6.

Формирование знаний образования следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Формирование умения соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами.

Овладение навыком порядкового счета предметов

1

1

  1.  

Отношение: столько же. Счёт предметов. Числа 7,8,9.

Формирование умения сравнивать изображенные предметы, находить сходства и различия; пересчитывать предметы на рисунке, сравнивать количество предметов в группах (больше, меньше, столько же). Установление отношений между множествами «столько же…» на наглядной основе.

1

1

  1.  

Отношения:  больше, меньше.

Формирование знаний изменения      признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков

1

1

  1.  

Сравнение длин предметов.

Формирование знаний изменения      признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее – короче)

1

1

  1.  

Знакомство с цифрой 7.

Формирование умения соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами.

Овладение навыком порядкового счета предметов

1

1

  1.  

Пространственные отношения: уже, шире, выше, ниже, короче, длиннее.

Развитие знаний изменения     признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

1

1

  1.  

Знакомство с цифрой 8,9.

Формирование умения соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами.

Овладение навыком порядкового счета предметов

1

1

  1.  

Поиск и составление закономерностей

Развитие знаний изменения     признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков

1

1

  1.  

Натуральный ряд чисел от 1до 9, принцип его построения.

Формирование умения воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения, ориентироваться  в окружающем пространстве.

1

1

  1.  

Присчитывание по единице и отсчитывание по единице.

Формирование знаний образования следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

1

1

  1.  

Состав чисел 2,3.

Формирование умения получать числа  из предыдущего и последующего, с помощью счета. Составление числа  из двух меньших чисел

1

1

  1.  

Пространственные  отношения.

 

Развитие знаний изменения     признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже)

1

1

  1.  

Состав чисел  4,5.

Формирование умения получать числа из предыдущего и последующего, с помощью счета. Составление числа  из двух меньших чисел

1

1

  1.  

Поиск и составление закономерностей. Сравнение длин предметов.

Формирование знаний составления закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

1

1

  1.  

Варианты выбора. Счет. Порядок (первый, второй)

Формирования умения считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета.

Овладение навыком порядкового счета предметов.

1

1

  1.  

Одинаковые рисунки. Счет.     Математические знаки (цифры)

Формирование умения соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами.

Овладение навыком порядкового счета предметов

1

1

  1.  

Анализ, сравнение, обобщение.

Развитие знаний изменения     признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков)

1

1

  1.  

Ориентация в пространстве (над, под, справа, слева).

Развитие знаний изменения     признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков)

1

1

  1.  

Пространственные отношения

Развитие знаний изменения     признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков).

1

1

  1.  

Последовательность событий.

 

Формирование знаний установления последовательности событий.  Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году

1

1

  1.  

Математические знаки (цифры)  Порядок

(первый, второй)   

Формирование умения использовать  порядковые числительные в речи.

 

1

1

        Содержание программы

В данном разделе дети уточняют и расширяют представления о пространственных и количественных отношениях, о числе и цифре, о геометрических фигурах, подготавливаются к усвоению состава однозначных чисел.

Методическое обеспечение

В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные и интерактивные методы развития детей.

 При реализации данной дополнительной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти; рисование при помощи песка);

На занятиях используется разнообразный дидактический материал (наборное полотно и карточки с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы цифр; предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов).

Данная дополнительная образовательная программа реализуется с использованием интерактивной доски, проектора, дисков с программами для дошкольников.

Список литературы

Для педагога

  1. Программа для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей среднего дошкольного возраста / Н. М. Конышева, О. И. Бадулина, М. В. Зверева; под ред. проф. Н. М. Конышевой. — 3-е изд., перераб. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
  2.  Методические рекомендации к учебному пособию для дошкольников «Вместе со сказкой» / О.Т. Поглазова, С.В. Попова — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Для детей

  1. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей среднего дошкольного возраста. В 2 частях/Н.Б. Истомина. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.