Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 466 Опыт работы "Организация режимных моментов в ясельной группе"

Опубликовано 06.12.2015

    «Организация режимных моментов в ясельной группе»

 СКАЧАТЬ

(опыт работы воспитателя Бакуцкой С. Л СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено)

 

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

 Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

 

К  режимным  моментам относятся:

1.    Прием детей.
2.    Утренняя гимнастика.
3.    Подготовк к завтраку, завтрак.
4.    Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.
5.    Подготовка к  1 прогулке, прогулка.
6.    Подготовка к обеду, обед.
7.    Организация сна детей.
8.    Организация подъема детей и закаливающих процедур.
9.    Подготовка к полднику, полдник.
10.  Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.
11.  Уход детей домой

 

 Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом,  которое  я  использую для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребёнком.

 В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком,  я называю предметы и действия,  объясняю, спрашиваю, отвечаю на вопро­сы, рассказываю.  Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка.

 В процессе умывания, одевания, приема пищи ма­лыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Всё это проходит  с помощью  произведений устного народного творчества, игровых действий :                           «Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!»,

« Мы чисто умываемся, сухо вытираемся!», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Умрем куклу Катю», «Оденем куклу Катю на прогулку» и т. д.). Постепенно ребенок учится самостоятельно умывать­ся, одеваться и пр. Я стараюсь привлекать детей в повседневные дела группы вместе со мной,  т.к.  следуя примеру взрослых, ребенок  приобретает социальные навыки.

         Организуя режимные моменты,  я стараюсь создавать до­брожелательную атмосферу сотрудничества. Учитываю  индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосиль­ные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

При организации завтрака, обеда  обращаю внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, тем самым  отмечая заботу няни и повара о детях.

 В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд.

«Умница,  Машенька,     

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую» и др.      

         В процессе еды  контролирую  осанку детей, мотивирую,  чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, я  не заставляю  кушать таких детей, т.к.  насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.  Объясняю детям, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, как правильно есть ( наклоняться над тарелочкой, чтобы не испачкать ни себя ни накапать на стол, правильно держать ложку,  класть  пищу  в  рот  небольшими  кусочками  и  хорошо  ее  пережевывать), не торопиться, во время еды не разговаривать за столом и др.) Каждый раз отмечаю успехи  отличившегося ребёнка («Молодец,  Максим, сегодня кушал аккуратно наклонялся над тарелочкой , не накапал на себя и на стол» и т. д.), т.к. пример одних детей положительно сказывается на остальных.

 

 Прежде чем отправиться на прогулку, наводим порядок в группе: собираем  игрушки  и расставляем их по местам, убираю пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.

Перед одеванием  напоминаю  детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте  формирую  у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, совершенствую  широкий круг образовательных задач: называю  название  одежды и ее назначение, название деталей одежды, одновременно идёт активизация словаря на тему «Одежда». Опять же использую  художественное слово:

«Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай»
  и все вместе стараемся одевать по порядку штанишки, кофточку и т. д.

 Обращаю  внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки,  устраняю  их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу.

 

        В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если до прогулки с детьми организовывалась образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке вначале провожу подвижные игры, пробежки, а затем переходим  к наблюдениям - за птицами, за транспортом, за игрой старших детей  и  т. д.

 

Перед уходом с прогулки, детей  приучаю  собирать  выносной материал в корзину (машинки, мячи, лопаточки, ведёрки и т. д.).  Перед входом в детский сад приучаю ребят  заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, учу мальчиков  пропускать девочек вперед. В раздевалке вместе с  помощником воспитателя  следим за процессом переодевания,  прививаем  детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

 

Во время  подготовки ко сну стараюсь, чтобы обстановка была  спокойной, уравновешенной. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании  формирую  бережное отношение к вещам, аккуратность -  учу вешать  вещи на спинку стульчика. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну мне помогают опять же  народные потешки и приговорки.

«Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши», «Люли-люли,люленьки, прилетели гуленьки, стали гули ворковаить, наших деток усыплять» и др.

Подъём провожу  постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится зарядка пробуждения –« Потягуни — потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся».

 

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания,  а я и помощник воспитателя помогаем им при необходимости (Юра Б., Маша С., Злата С.). Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

 

На вечерней прогулке, в присутствии ребенка информирую родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности в раздевальной комнате выставляю работы детей, информацию для родителей.  Стараюсь  показать  сначала  положительное,  потом – проблему, тактично, ненавязчиво, грамотно. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно  обращаю  внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем, помощником воспитателя  и детьми группы. Я думаю, это формирует положительное отношение ребёнка к детскому саду  и даёт настрой  на следующее посещение.

 

Таким образом, для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режимные  моменты  выполнялись на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.