Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 431 Учимся играя. Воспитание детей дошкольного возраста в игре.

Опубликовано 20.11.2015

Ирина Владимировна Шкляр

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Радуга»

г. Новозыбков

Учимся играя. Воспитание детей дошкольного возраста в игре.

 С приходом детей в детский сад их жизнь кардинально меняется, в их жизни происходят большие перемены, основная задача воспитателя развеселить, отвлечь, заинтересовать, позабавить ребёнка, и конечно, сделать это можно только с помощью игр.

Многие дети, независимо от их возраста, совсем не умеют играть в коллективе, со сверстниками.  Они просто боятся играть.  Поэтому воспитателю нужно как можно ярче, интереснее и разнообразнее оформить игровую комнату для детей. Подбор игрушек, оформление интерьера, правильная расстановка мебели, приятное сочетание красок и оттенков – важнейшие мелочи для налаживания контакта детей с новым для них миром.      Игра – золотой ключик к ларцу дошкольного детства……

Игра даёт возможность детям проявить активность, самостоятельность и воображение. В играх всё условно и всё понарошку – действия,  роли,  место, детям легко реализовывать свои желания, интересы, возможности.     

   Игра – путь детей к познанию мира, игра – отражение жизни, игра – важное средство умственного воспитания ребёнка, игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Формирование личности ребёнка наиболее полно происходит в творческой игре, поэтому она является важным средством воспитания.

Работая воспитателем в детском саду могу с уверенностью сказать, что выбор игры определяется силой переживаний и впечатлений ребёнка. Ребёнок испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Основная задача воспитателя – помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, запоминающиеся,  которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Маленькие дети играют, не задумываясь над целью игры и её содержанием,  но уже на четвёртом году жизни дошкольники сами выбирают тему и ставят определённую цель игры. Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что вы будите играть? Что построите? Куда поедите на машине? Кем будите? Нужны ли вам какие-нибудь игрушки?» .  Эти вопросы заставляют детей подумать и определить основной сюжет игры.

Игры в детских садах делятся  на  сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные. Типология сюжетно-ролевых игр включает в себя игры с:

- бытовым сюжетом: как правило,  это игры в семью, в детский сад, игры, моделирующие различные события из жизни ближайшего социального окружения ребёнка, например прогулка или празднование дня рождения, подготовка к завтраку;

- производственным сюжетом: это игры, направленные на познание системы социальных отношений общества в рамках производительной деятельности, например стройка, больница, магазин, школа, паровоз;

- общественно-политическим сюжетом: в первую очередь это игры на историческую тему, например война, индейцы, партизаны;

Второе и немало важное место в процессе обучения занимают дидактические игры дошкольников. Что это, спросите Вы? С греческого языка дидактика переводится как «поучающий, дающий знания». Как воспитатель, работающий с разными по возрасту и развитию детьми, могу сказать, что именно дидактические игры являются отличным вариантом для умственного и речевого развития дошкольников.  

Ещё одним шагом к обучению и развитию дошкольника является подвижная игра,  она относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Главный смысл подвижной игры – достижение цели в условиях строгого выполнения правил. Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств  в занятиях спортом.   

Завершая  разговор о роли игры в обучении дошкольников,  хочется заметить ещё раз, что обучающее воздействие обязательно как в детских учреждениях, так и в семье, помощниками здесь могут быть всевозможные и так хорошо известные всем детские песенки, потешки, прибаутки, познавательные рассказы, сказки и конечно же  все виды игр.

Играйте, обучайте, развивайте, ведь  игра – это учёба, игра – это труд, игра – это серьёзная форма воспитания.