Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 419 Материалы эксперимента на тему: "Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития у детей общей моторики и интереса к физической культуре" (из опыта работы)

Опубликовано 18.11.2015

Материалы эксперимента на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития у детей общей моторики и интереса к физической 

культуре» (из опыта работы)

 К основным этапам моей  работы относится развитие двигательной сферы.

 В процессе работы над общей моторикой формируются следующие умения и навыки:

  • Ø развитие статической координации движений и выносливости;
  • Ø развитие произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • Ø развитие навыка прямохождения;
  • Ø тренировка удержания равновесия при ходьбе и прыжках;
  • Ø тренировка ориентации в пространстве, соблюдении дистанции при ходьбе, беге и прыжках;
  • Ø тренировка в умении координировать свои действия с началом и концом звучания звукового сигнала;
  • Ø обучение детей движению в заданном темпе;
  • Ø обучение детей изменению направления движения со сменой динамики звучания музыки;
  • Ø обучение детей изменению характера движения со сменой звучания двухчастной формы музыкального произведения;
  • Ø формирование динамического праксиса в общей моторике по показу взрослого;
  • Ø развитие у детей простейших навыков манипулирования с предметами по подражанию взрослому;
  • Ø выполнение серии из двух действий по словесной инструкции;
  • Ø выполнение серий из двух движений по памяти;
  • Ø обучение детей основным видам пантомимических жестов и танцевальных движений по подражанию взрослому;
  • Ø обучение детей действовать в коллективе, в парах;
  • Ø формирование у детей положительного эмоционального настроя на общение в процессе музыкально-игровых занятий.

    Основная задача развития общей моторики состоит в том, чтобы помочь формированию у ребёнка двигательных навыков: ходьбы, прыжков, поворотов,бросания и ловли мяча, самостоятельного и коллективного выполнения указанных движений, а также знакомить ребёнка с элементами танцевальных движений.

       Использование нестандартного оборудования позволяет формировать правильные двигательные умения и навыки, развивать общую моторику, координацию движений и ловкость. Для развития общей моторики мною совместно с родителями было изготовлено различное нестандартное оборудование из подручного материала. Оно используется для развития общей моторики как в свободной деятельности, так и на занятиях по физической культуре, по развитию речи, в играх, при выполнении общеразвивающих упражнений, основных движениях, соревнованиях, в проведении праздников, досугов. Дети с удовольствием занимаются с этим оборудованием.

   Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование. Особенно нестандартное. Выполнение упражнений с таким оборудованием повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки, развивает двигательные навыки. Изготовленное своими руками нестандартное оборудование я успешно применяю в своей практической деятельности.

       Нестандартное оборудование используется по разному. Для массажа используются следующие устройства:

  • Ø Счёты— из нескольких счёт сделаны одни, кольца нанизаны очень плотно друг к другу, без промежутков (используются для массажа ступней ног и кистей рук).
  • Ø Обычныенеразборныеигрушки от киндер-сюрпризов (используются для массажа пальцев ног: на пол кладётся обруч, в середину обруча высыпаются игрушки, дети садятся по кругу, опираясь на руки, и пальцами ног собирают игрушки в ведёрки). Упражнение способствует развитию ступней, профилактике плоскостопия.

       Санитарная обработка всех массажёров проводится после каждого использования их детьми.

         Также, для ловли мяча изготовили сетку из обруча и мешка от лука (используется при обучении детей метанию в цель и в соревнованиях).

    Помимо больших матов, из поролона, обшитого клеёнкой сделали дорожки различного вида. Мы сделали дорожки шириной 30 см., длиной 1,5 м. И наклеили на них следы в различных направлениях (прямо по два следа, по одному и по два в разных направлениях). Дети прыгают по направлению следов, что развивает координацию движений, глазомер, внимательность и закрепляется правильность прыжка. Эту дорожку можно использовать и во время ходьбы.

         Во время ОРУ планируем изготовить оборудование — игру «Раз,два,тритыфигуруповтори».Игра проходит под бубен или музыку, дети шагают на месте, прыгают, бегут, а по сигналу выполняют стойку, которая изображена у воспитателя на карточке. Это упражнение развивает целую группу мышц, внимание и реакцию.

        Кроме того, «Лужайка» и «Цветочки» - интересные игры, изготовленные из плотного картона, обшитые тканью, в виде цветка и лужайки. Игра проводится с малышами — дети ходят или бегают по залу друг за другом (в рассыпную), в руках у каждого ребёнка бабочка с магнитом, по сигналу дети должны повесить бабочек на полянку или цветочек. Со старшими детьми игра носит командный, соревновательный характер. Это помогает привить детям чувство коллективизма и товарищества.

        Нестандартное физкультурное оборудование– это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов, так как оно позволяет:

- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;

- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;

- воображение, зрительную память;

-развивать чувство формы и цвета;

-способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

       Конечно к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.

Нестандартное оборудование должно быть:

1.Безопасным;

2.Максимально эффективным;

3.Удобным к применению;

4.Компактным;

5.Универсальным;

6.Технологичным и простым в использовании;

7.Эстетическим.

      Дляразвитияобщеймоторикимноютакжеиспользуетсяследующеенестандартноеоборудование:

  • Ø «Разноцветныегантели»

        В бутылку из-под лимонада (1л., 1,5л.) наливается вода, и получаются «Гантели» весом 1 и 1,5 кг. С ними можно выполнять упражнения для развития силы, выносливости, ловкости.

   * Ходьба и бег между бутылками (бутылки лежат, стоят); перешагивание через бутылки; перепрыгивание через 5-6 лежащих бутылок.

   * Бежать, ставя ноги врозь.

   * Сидя (руки в упоре сзади), ногами поднять бутылку на 30-45 градусов и поставить её на пол (под медленный, быстрый счёт).

   * Присесть в упоре боком к бутылке, лежащей на полу. На счёт от 1 до 4, отталкиваясь, переносить ноги через бутылку (на каждый счёт).

  * Силовые упражнения: бутылку держать двумя руками (горлышком вниз); сгибание и разгибание рук (перед собой, сбоку, вверх-вниз).

  • Ø «Шерстяныемячи(помпоны)»:

         Изготавливаются из ниток для вязания, диаметр 5-10 см. Поскольку мячи эти мягкие, их удобно использовать для бросков в движущуюся цель (друг в друга); при беге с увёртыванием; подходят они и для ловли, метания в цель, для отбивания коленом, пяткой.

  • Ø «Хитраяцель»:

      Из дермантина вырезается прямоугольник размером 40х70 см. Края (40 см.) подгибаются и прошиваются на диаметр гимнастической палки. В центре прямоугольника на верёвочке длиной 30х40 см. крепится мяч — поролоновый, резиновый, помпон, пластмассовый. По краям полотнища вырезаются два отверстия чуть больше диаметра мяча. Два ребёнка берутся за гимнастические палки, продетые в края дермантина, одновременно подбрасывают мяч вверх и стараются поймать его каждый в своё отверстие. Кто более ловкий?

  • Ø «Китайскиепалочки»:

           40-50 круглых деревянных палочек размером как для флажков могут выполнять роль массажёра при ходьбе, использовать для тренировки мелкой моторики. Возможно и такое их применение: держа по одной палочке в каждой руке, ловить ими мяч после отскока от пола; поднимать палочки с пола пальцами ног.

  • Ø «Лентынарезинке»:

        На концах длинной резинки крепятся крючки (для растягивания резинки через спортзал). На резинку нанизываются подшитые с одного края ленты (20-25 штук), которые могут двигаться по резинке свободно. Использование:

         * Упражнение на дыхание (ленты шевелятся);

         * Упражнение «Попади мячом в цель»;

         * Прыжки на двух ногах вдоль всего зала - «Достань головой до ленточки».

  • Ø «Маттрансформер»:

     Поролоновый мат на всю длину обтягивается тканью. В трех местах пришиваются полоски ткани (ленты). По мере необходимости концы лент связываются — мат превращается в трубу — тоннель. Используется для пролезания, прокатывания мячей через тоннель, прокатывания (ребёнок внутри тоннеля).

  • «Чьиследы?»:

      Из плотного линолиума вырезаются две «ступни» шириной 20 см., длиной 30 см. Один ребёнок переступает со «Следа» на «След»; другой ребёнок берёт освободившийся «След» и бегом относит его вперёд, прокладывая дорогу; третий ребёнок проходит «змейкой» на четвереньках под ногами первого. Развивается умение работать в группе, быстрота реакции.

  • «Трусы»:

     Два метра ткани шириной 60-80 см. сложить пополам, сшить боковой шов, верхний край подшить и вставить резинку (как у трусов). Отступив сверху 30 см., вырезать с каждой стороны «Трусов» отверстие для ноги размером 10-15 см.; по центру полотнище не прошивать.

      Два ребёнка надевают одни «Трусы»: каждый продевает одну ногу в «Штанину» (отверстие), а вторую ногу-в среднюю (не прошитую) часть. Использование:

  - Бег парами;

  - Бег парами с двумя мячами, ведя их ногами вперёд;

  - Вдвоём влезть на препятствие и спрыгнуть с него.

         Развивается умение работать в паре.

  • «Половинки»:

        Отслужившие свой срок резиновые мячи разрезаются пополам. Образовавшиеся «мисочки» в эстафетах заменяются «шапки-невидимки»; их можно набрасывать на лежащие предметы, мячи меньшего размера и т.д.; они могут выполнять роль ориентиров.

  • «Поролоновыемячи»(дети называют их «снежными комками») помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений:

      * Ходьба змейкой между мячами;

      * Бросание мяча вдаль из-за головы двумя руками;

      * Толкание мяча головой перед собой («Бульдозер»);

      *  Перешагивание через мячи;

      *  Перебрасывание мяча друг другу из разных положений.

  • «Следочки» можно сделать твёрдыми, мягкими и с «шипами». Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног. А также для развития координации и равновесия.
  • «Мягкиекольца» можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.
  • «Массажныедорожки» предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей.
  • «Гусеницасоследами» «учит» координации движений, сохранять равновесие, прягая на одной и двух ногах с поворотами и продвижением вперед.
  • «Кольцеброс«ЖИРАФ» развивает ловкость, меткость. Также используется для бросания мячей разных размеров в соответствующие отверстия.
  • «Разноцветныефлажки,ленточкиисултанчики» мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.
  • «Короткиекосички», на концах которых сделаны ручки из киндер-сюрпризов, можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также  как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).
  • «Цветныемишени» используются в метании, а также как цветные ориентиры.
  • «Весёлыйзонтик» применяется для дыхательной гимнастики. Причём в зависимости от времени года и проводимого мероприятия «зонтик» может менять свои элементы (бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки, снежинки и т. д.).
  • «Волшебныйколпачок» используется для игры «Угадай, кого не стало».

 

ВЫВОД.

     Необходимость применения нетрадиционного оборудования по развитию общей моторики у детей, обусловлена тем, что дошкольники с большим увлечением выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, ведь такие задания превращаются в занимательную игру. Нетрадиционное оборудование вызывает у детей интерес и яркий позитивный эмоциональный настрой. Волшебные превращения бросового материала заинтересовывают детей, увлекают их.

          В моей многолетней педагогической практике одним из основных приоритетов успешной работы также является вовлечение родителей в жизнь детского сада и группы, в том числе в работе по изготовлению нетрадиционного оборудования. Именно по этому, я знакомлю родителей с нетрадиционными приёмами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию общей моторики.

              В современном мире актуальность и удобство применения нетрадиционного оборудования заключается так же в его незначительной стоимости и общей  доступности, что позволяет проводить работу по общей моторике с детьми из различных слоёв населения