Емельянова Екатерина Леонидовна МБДОУ Детский сад"Журавушка",Свердловская обл.,г.Асбест воспитатель Лекторий для родителей:"Играем с малышами-с удовольствием и пользой" ИГРАЕМ С МАЛЫШАМИ – С УДОВОЛЬСТВИМ И ПОЛЬЗОЙ Лекторий для родителей Маленький ребёнок, как правило, становится центром семьи. Всех – и маму, и папу, и старших и младших родственников интересует, как малыш поел, поспал, что делал на прогулке, как играл. Хорошо, когда каждый член семьи может уделить внимание ребёнку раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), но важно, чтобы это внимание и занятия с малышом были грамотно подобраны и организованы, чтобы общение приносило ребёнку и взрослому не только радость, но и пользу. Не всегда родители обладают специальными знаниями о том, как способствовать гармоничному развитию своего ребёнка. Например, кто-то, из лучших побуждений, покупает ребёнку много игрушек, хороших, дорогих, «развивающих». Но непосредственно с ребёнком не играет, оправдывая это тем, что «Времени не хватает» или «Я тебе купил, а ты уж сам играй!». И искренне недоумевает потом: «Почему-то у моего ребёнка совсем нет интереса к игрушкам!». А бывает наоборот, родители или бабушки с дедушками, постоянно, непрерывно играют с малышом, читают, проигрывают целые спектакли, устраивают разные соревнования, и так же не могут понять, почему ребёнок сам не может себя занять и играть с игрушками или бытовыми предметами ему неинтересно. Так давайте разберёмся, как же можно организовать грамотное взаимодействие с ребёнком раннего возраста, чтобы оно служило стимулом для психического развития малыша. Нужно учитывать особенности детей раннего возраста: 1.Необходимость непременного участия, включения взрослого в игру, так как он передаёт детям необходимые правила и действия и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Только взрослый может показать, как можно играть с игрушками. Только взрослый может организовать и поддержать интерес к игре. 2. Маленький ребёнок может воспринять только то воздействие, которое адресовано лично ему. Поэтому необходимо при взаимодействии с ребёнком убирать разницу в росте – например, присесть, или прилечь, если игра происходит на полу. Опытные педагоги называют этот приём «Подняться до уровня ребёнка». Обязательно использовать взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение. 3. Неэффективны чисто вербальные, словесные методы воспитания, так как до 3-х лет дети не могут регулировать своё поведение словом, они живут лишь настоящим моментом. Поэтому по-настоящему малышей воспитывают только чувствами, действиями и поступками, собственным примером. Как говорят в народе : «Воспитание – это пример да любовь». Зная эти особенности, мы понимаем, что недостаточно просто снабжать ребёнка игрушками. В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источ¬ником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Обязательно взрослый должен лично подключаться к игре, стимулировать активность ребёнка, вызывать желание действовать, играть, решать практические задачи. Чтобы эти задачи решить, необходимо эмоционально вовлекать детей в процесс, использовать выразительные движения и мимику. Например, ребёнок играл с куклой и готов был уже её бросить. Взрослый предлагает ему: «Построй для куклы домок». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содержание, и внимание снова становится устойчивым. На всём протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создаёт зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребёнка. Подчеркнём, что в развитии этого вида внимания главную роль играет именно взрослый. Например, он использует особенности раздражителя для его организации, когда проводит такую игру с детьми раннего возраста: по-очереди накрывает одного из них прозрачным платком и, обращаясь к остальным, задаёт вопрос: «Где Лена? Аня?». А потом снимает платочек: «Вот Лена. Вот Аня». В чём смысл этой игры? Поскольку взрослый обеспечил прерывистость воздействия раздражителя, внимание ребёнка привлекается к другим детям, возникает интерес к ним. Но надо помнить ещё об одной важной особенности взаимодействия с маленькими детьми. Организуя совместные игры, важно стимулировать самостоятельную игру ребёнка, инициативу. Побольше играть с ним в игры с предметами, сюжетными игрушками. Помнить о том, что периоды совместной игры должны чередоваться с периодами самостоятельных занятий ребёнка. Нарушение этого правила приводит к тому, что если дома преобладают эмоциональные контакты со взрослым, то у детей не активизируют инициативность, самостоятельность. Значит, у них чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физическом контакте. Её трудно удовлетворить в группе из многих детей, да и к взрослому – воспитателю – ребёнок не обращается по поводу совместной игры с предметами. Не складывается столь важное в этом возрасте сотрудничество с взрослым. А отсутствие навыков практического взаимодействия, снижение игровой инициативы, плюс повышенная потребность во внимании приводят к осложнению взаимоотношений ребёнка с малознакомыми взрослыми. Это может создать значительные трудности при адаптации к детскому саду. Такие дети с трудом отрываются от родителей, долго плачут, у них нарушается сон, аппетит, они чаще и дольше болеют. Наблюдается чёткая закономерность – легче всего адаптируются дети, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. И им проще обратиться к взрослому воспитателю, их проще заинтересовать, отвлечь от грустных мыслей. Поэтому стоит формировать у своего ребёнка бодрое мироощущение, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности. Стоит показать ему, как устроен этот мир, для чего в нём разные предметы и игрушки, и как с ними можно играть