Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 550 Конспект образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ тема: «Вологодские кружева»

Опубликовано 27.01.2016

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и  экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»

                                        

Конспект  образовательной  деятельности

  в старшей группе с использованием ИКТ

тема: «Вологодские кружева»

                                                      

Провела: воспитатель

Малинова Е.А.

 

 Вологда

 

 

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Вологодские кружева»

Цель: Познакомить детей с вологодским народным промыслом – кружевоплетением, учить создавать узоры на салфетке нетрадиционным способом.

Программные задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с изделиями вологодских кружевниц, созданием кружева с применением ИКТ,

• использовать знакомые элементы декоративного рисования в создании узора на салфетках.

Развивающие:

• развивать творческую фантазию, самостоятельность при составлении композиции из знакомых элементов,

• познакомить детей с нетрадиционными формами рисования кружев (рисование палочкой, развивать технические умения,

• создавать условия для экспериментирования с художественными материалами: карандашами, фломастерами, мелками и т. д.

• закреплять знакомые элементы узоров декоративного рисования: точка, прямая линия, сеточка, кружок,

• обогащать у детей зрительные впечатления

• активизировать и обогащать словарный запас детей новыми словами и словосочетаниями (кружево, кружевницы, палочки-коклюшки, вологодские кружева, кружевоплетение)

Воспитательные:

• поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы,

• вызвать у детей интерес к творчеству народных умельцев Вологды,

• воспитывать эстетичное отношение к бытовой культуре и предметам искусства,

• воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, желание приобщаться к прекрасному.

Ребята, мы с вами много путешествовали по разным городам России. И знаем, что почти каждый город славится своими мастерами. Например: Гжель – гжельской росписью, дымка – дымковской росписью, Хохлома – хохломской росписью. Наш город Коломна славится тепловозами. А город Вологда, о котором мы с вами недавно беседовали, славен своими кружевами. Их так и называют – вологодские кружева. Давайте их рассмотрим.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж, захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать всем: есть в стране

Чудо — люди-мастера!

Дети рассматривают на экране вологодские кружева (салфетки, платки, шарфы, жабо, воротнички и др.

-Посмотрите, какие красивые изделия. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами.

-Как вы думаете, от какого слова произошло это название?

-Правильно, оно произошло от слова «кружева».

-Давайте с вами все вместе произнесем это слово. А теперь по – одному (спросить нескольких детей).

-Вот с каким красивым новым словом мы познакомились сегодня.

-Именно в Вологде такие мастерицы плетут кружева, но не крючком, не спицами, а с помощью палочек-коклюшек. Давайте рассмотрим их (показать картинку с изображением палочек-коклюшек).

-Это специальные деревянные палочки для плетения кружева. С помощью них мастерицы-кружевницы плетут узоры. Они все разные. Давайте внимательно их рассмотрим (дети называют элементы узоров, их последовательное расположение, повторение через определённый промежуток, и др.).

- Но прежде, чем сплести узор, его необходимо придумать и нарисовать. А уже потом перенести в узор изделий вологодских кружевниц.

-Ребята, я предлагаю всем вам сегодня побыть художниками. А рисовать мы будем не совсем обычные картины, а узоры для вологодских кружев.

-Сначала попробуем нарисовать узор совсем необычным способом - с помощью движений. Приглашаю вас на физ. минутку «Кружева».

Физкультминутка «Кружева»

Кружевницы ниткой кружева плетут, (имитируют плетение)

Там цветы и птицы дивные живут.

Их иголочка "рисует” тут и там, (отводят руки в стороны попеременно) и

Нитка тянется за нею по пятам (прослеживают взглядом)

Но и мы умеем, кружева вязать, (имитируют рисование кистью)

Будем кисточкой узоры рисовать.

Нарисуем мы узоры наверху, (поднять голову, посмотреть вверх)

Завитушками листочки есть внизу. (опустить голову, посмотреть вниз)

Слева можем мы бутоны положить, (вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)

Справа инеем пушистым всё покрыть. (вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)

Мы волшебные получим кружева, (поднять руки вверх)

Будут радовать они нас, детвора. (улыбаясь, опустить руки через стороны вниз)

-У нас с вами получился узор, но он невидимый. От нашего плетения не осталось никакого следа.

- Предлагаю вам рассмотреть материал, который всегда оставляет за собой след. Назовите его (дети рассматривают карандаши, краски, мелки и т. д.)

-А теперь подумайте и скажите, какой из этих материалов лучше всего подойдёт для рисования кружев и почему?

После рассуждений воспитатель обращает внимание детей на палочки с тонкими заострёнными кончиками.

-Как вы думаете, можно ли нарисовать узоры вот этой палочкой? (нет)

-Почему нельзя? (они не оставляют следа, поцарапают лист бумаги и т. д.)

-Секрет этих палочек и заключается в том, что они умеют царапать, чертить. А след они могут оставить. Для этого проведём эксперимент. Попробуем сначала начертить на этом листе, а теперь на другом.

-Что вы заметили? (на одном листе остаётся след, а на другом нет)

-Значит, рисовать узоры мы будем вот на этих листочках, где виден след от палочки. Это специально подготовленная бумага.

- Но прежде, чем мы начнём рисовать узоры, давайте с вами рассмотрим представленные образцы. Что, по-вашему, на них изображено? (паутинка, снежинка, солнышко, повторяющиеся квадратики, ромбики, цветочки, листики и др.)

 (На доске выставлены образцы нарисованных салфеток),

- Обратите внимание на то, что каждый представленный узор начинается от центра и соединяется с краями. Узор может быть повторяющимся, вот как этот.

-Ребята, а вы обратили, как выполнен узор кружева? (аккуратно, тонкой непрерывной линией).

-Предлагаю всем вам подумать, какой элемент узора вы создадите сейчас вот на этой маленькой салфетке.

-Возьмите понравившуюся вам салфетку и проходите в художественную мастерскую.

-Представили узор для салфетки? Попробуйте сначала нарисовать его в воздухе вот этими волшебными палочками. А теперь на салфетке, слегка делая нажим.

-Разглядели тонкие линии узора? А теперь их обведите, усиливая нажим палочек.

В ходе самостоятельной деятельности помощь затрудняющимся детям советом, отдельным показом. Выполненные салфетки размещаются на доске.

-Ребята, давайте вместе полюбуемся красивыми салфетками, которые у вас получились. Каждая салфетка по - своему красива и нет ни одной похожей!

-Что можно разглядеть на твоей салфетке, Алёна? А что в узоре отразил ты, Алёша? Почему ты, Маша, нарисовала солнышко?

-Как вы думаете, ребята, ваши узоры понравились бы вологодским кружевницам? В каком изделии они бы их использовали?

- А сейчас наше занятие подошло к концу. Что запомнилось вам больше всего? Что-то для вас было новым? Чему вы научились?

- Всех вас вместе с вашими салфетками я сейчас сфотографирую и отправлю вологодским кружевницам. Может быть, они им помогут создать новый красивый узор для изделий из кружева.