Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 521 Методическая разработка "Игра как средство социального развития ребенка и развитие его воображения и творчества"

Опубликовано 14.01.2016

Клименко Валентина Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №129 (дошкольное отделение), г. Челябинск,
Воспитатель высшей категории

Игра как средство социального развития ребенка и развитие его воображения и творчества.

 

Детская игра – это такая деятельность, которая не направлена на результат, на конечный продукт. В отличие от рисования, лепки, в игре ничего не создают. Игра – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, прогнозирование возможных ответных действий возможны лишь тогда, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношения, проживать сюжет. В основном игры и игровые этюды направлены на оживление и очеловечивание разыгрываемых ситуаций. Такие игры не требуют много времени (длятся от 5 до 15 минут). Они организуются в каждую свободную минуту. Некоторые из них могут включаться в занятия по изобразительному искусству и музыкальной деятельности. Детство дано для того, чтобы мы подготовились к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей. Наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Еще Ф. Шиллер заметил, что два рода деятельности поднимают ребенка над сиюминутной реальностью в высшие сферы духовной жизни – игр и искусство. Игра и искусство имеют один корень – переживание социальной жизни. Взаимосвязь игры и искусства в разные возрастные периоды жизни человека различна. По мере того, как игра теряет свое первостепенное значение, на передний план в духовной жизни выступает искусство. Изречение «Не хлебом единым жив человек» особенно актуально для детства. Ведь ребенок, едва научившись удовлетворять свои первые потребности, только войдя в реальную жизнь должен уже уметь подниматься над ней, наполняться социальными желаниями, планами, преодолевая свой эгоизм и эгоцентризм.

Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни – он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для ее выполнения нужна сюжетно-ролевая игра. Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра – это стремление к самореализации, самовыражению. Сюжетно-ролевая игра раскрывает взрослому своеобразие детского мира, детских переживаний и представлений. То, что дети видят мир по-своему, было замечено не сразу. Еще в Средние века ребенок рассматривался как маленький взрослый. И только в XVIII веке он заинтересовал науку как объект воспитания. Французские просветители исходили из того, что детство – самая благоприятная пора для воспитания и обучения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте дети могут овладеть программой, составленной взрослым, в той мере, в какой она заинтересует их. Следовательно, чтобы обучать детей, нужно изучить круг их интересов. Потребностей, особенности их личности. Значит, при составлении программ для дошкольника нужно идти от ребенка к познавательному материалу, а не  наоборот. Как сделать отобранный материал интересным для детей?

  1. Предложить ребенку привлекательную позицию, роль, направление в с/р игре роль мамы, летчика, спасателя.
  2. Сделать материал, подлежащий усвоению, интересным для ребенка. В игре это новые игрушки. Новые правила поведения и действий, необычные сюжеты. Сюжетно-ролевая игра является творческой деятельностью, доступной уже детям трех лет. Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Элькопин доказали, что дошкольника привлекает в основном сфера социальной жизни. Сюжетно-ролевая игра является ведущей для детей с 3 до 7 лет. Именно в ней успешнее развивается и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

В игре дети не только обучаются, но и развиваются.

Чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре?

  • Эмоционально вживаться «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.
  • Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
  • Осознавать свое реальное место среди других людей. Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реально положение среди взрослых и сверстников.
  • Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
  • Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений.
  • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами. Игра предоставляет детям возможность ставить и решать  собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
  • Свободно выражать свои чувства.
  • Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя. Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.
  • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство..

В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Делать выбор. Для игры очень важна практика. Взрослым нужно играть с детьми, как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. Обращайте особое внимание на неиграющих детей.

 

Библиография

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Основная образовательная программа «От рождения до школы»  М. Мозаика-Синтез, 2015 г.
  2. В.Н. Недоспасова «Растем, играя» М. Просвещение. 2002 г.
  3. Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры» М.: Просвещение, 1988 г.
  4. Д.Б. Эльконин «Психология игры» М.,1978 г.
  5. Н.В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»  2007 г.