Клименко Валентина Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №129 (дошкольное отделение), г. Челябинск,
Воспитатель высшей категории
Игра как средство социального развития ребенка и развитие его воображения и творчества.
Детская игра – это такая деятельность, которая не направлена на результат, на конечный продукт. В отличие от рисования, лепки, в игре ничего не создают. Игра – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, прогнозирование возможных ответных действий возможны лишь тогда, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношения, проживать сюжет. В основном игры и игровые этюды направлены на оживление и очеловечивание разыгрываемых ситуаций. Такие игры не требуют много времени (длятся от 5 до 15 минут). Они организуются в каждую свободную минуту. Некоторые из них могут включаться в занятия по изобразительному искусству и музыкальной деятельности. Детство дано для того, чтобы мы подготовились к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей. Наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Еще Ф. Шиллер заметил, что два рода деятельности поднимают ребенка над сиюминутной реальностью в высшие сферы духовной жизни – игр и искусство. Игра и искусство имеют один корень – переживание социальной жизни. Взаимосвязь игры и искусства в разные возрастные периоды жизни человека различна. По мере того, как игра теряет свое первостепенное значение, на передний план в духовной жизни выступает искусство. Изречение «Не хлебом единым жив человек» особенно актуально для детства. Ведь ребенок, едва научившись удовлетворять свои первые потребности, только войдя в реальную жизнь должен уже уметь подниматься над ней, наполняться социальными желаниями, планами, преодолевая свой эгоизм и эгоцентризм.
Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни – он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для ее выполнения нужна сюжетно-ролевая игра. Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра – это стремление к самореализации, самовыражению. Сюжетно-ролевая игра раскрывает взрослому своеобразие детского мира, детских переживаний и представлений. То, что дети видят мир по-своему, было замечено не сразу. Еще в Средние века ребенок рассматривался как маленький взрослый. И только в XVIII веке он заинтересовал науку как объект воспитания. Французские просветители исходили из того, что детство – самая благоприятная пора для воспитания и обучения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте дети могут овладеть программой, составленной взрослым, в той мере, в какой она заинтересует их. Следовательно, чтобы обучать детей, нужно изучить круг их интересов. Потребностей, особенности их личности. Значит, при составлении программ для дошкольника нужно идти от ребенка к познавательному материалу, а не наоборот. Как сделать отобранный материал интересным для детей?
- Предложить ребенку привлекательную позицию, роль, направление в с/р игре роль мамы, летчика, спасателя.
- Сделать материал, подлежащий усвоению, интересным для ребенка. В игре это новые игрушки. Новые правила поведения и действий, необычные сюжеты. Сюжетно-ролевая игра является творческой деятельностью, доступной уже детям трех лет. Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Элькопин доказали, что дошкольника привлекает в основном сфера социальной жизни. Сюжетно-ролевая игра является ведущей для детей с 3 до 7 лет. Именно в ней успешнее развивается и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
В игре дети не только обучаются, но и развиваются.
Чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре?
- Эмоционально вживаться «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.
- Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
- Осознавать свое реальное место среди других людей. Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реально положение среди взрослых и сверстников.
- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
- Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений.
- Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами. Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
- Свободно выражать свои чувства.
- Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя. Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.
- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство..
В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
Делать выбор. Для игры очень важна практика. Взрослым нужно играть с детьми, как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. Обращайте особое внимание на неиграющих детей.
Библиография
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Основная образовательная программа «От рождения до школы» М. Мозаика-Синтез, 2015 г.
- В.Н. Недоспасова «Растем, играя» М. Просвещение. 2002 г.
- Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры» М.: Просвещение, 1988 г.
- Д.Б. Эльконин «Психология игры» М.,1978 г.
- Н.В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» 2007 г.