Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 494 Мир народной культуры

Опубликовано 16.12.2015

Крашенинникова Елена Евгеньевна 

МБДОУ №255 компенсирующего вида

г. Ижевск 

Музыкальный руководитель

 

  Тема занятия:
                      «Мир народной культуры»    СКАЧАТЬ

                     Задачи занятия:
        образовательная: углубить знания о народной культуре.
        развивающие:
        1) умение двигаться и петь под музыку;
        2) развивать речевой аппарат;
        3) учить детей приемам дирижирования;
        4) учить петь на «опоре», без напряжения;
        5) закрепить знания о мажоре, миноре, регистрах;
        6) научить детей новому движению «тележка»;
        7) закрепить  динамические оттенки;
        8) развитие творческих способностей
воспитательная: прививать любовь и интерес к своему народу, к родной культуре.

  

                                      Ход занятия

 Сегодня мы с вами поговорим о книге, в которой 4 угла, а середка пуста. Что это? Дом.

     Дом для русского человека был его маленьким миром, и относились к нему, как к живому другу. «Своя хатка, что родная матка»
  Мы сегодня стараемся украсить свои квартиры. А в старину дом украшался даже интереснее, чем сейчас: на стенах, дверях, потолках рисовали рисунки, росписи. На воротах, которые выходили на улицу, рисовали или вырезали круг- солнце. Человек смотрел вверх и видел солнышко и от того дом казался выше и больше. На стенках, в простенках между  окнами, рисовали дерево с цветами и ягодами на его ветках- птиц, а внизу – курочку с петушком, лошадку с жеребенком, девочку с мальчиком, т.е. то, что окружало человека.
   Над окошком и дверях  так же рисовали деревья, птиц - это были добрые силы, которые защищали дом и все его выходы от злых духов.
     Люди  в старину вставали очень рано, с восходом  солнышка. Они приводили себя и свой дом в порядок. Сейчас мы  приведём в порядок домики у своих язычков.
     Язычок утром оглядел свой домик. Ой, как грязно: вначале язычок подмёл свой пол( движения языком по дёснами нижней челюсти); затем потолок (язык чистит пространство между верхней губой и зубами; вымыл стенки слева, справа (толкательные движения языка вправо и влево при закрытом рте); вымыл окошко, подмёл за окошком язык- метелочка подметает подбородок), проветрим комнату (звуки «С», «Щ», «Ч»).
   Сейчас в домике чисто, можно гимнастику сделать:
   Сидит ворон на дубу
   У-у-у(2)
   Он играет во трубу
   У-у- (2)
   Во трубу точеную, позолоченную
  У-у-у (2)
(поднимается по полутонам)
    (Руку к уху). Ехали (3)- рукой тянуть, другая рука к уху;
Яблоко-Е(3)
Ежик- Е(3)

Мы и убрались в своем домике и гимнастику для губ и языка сделали. Вы все дома убирались и гимнастику делаете?
 Молодцы! А как называют людей, которые не любят умываться? (неряхи, грязнули и т.д.) Какую песню про неряху знаем? «Неумоя».
  Выйдем в круг. Выберем кукомою и купчика.
  Считалка: Я колю, колю дрова
                    Я колю на чурочки(2)
                    Гори огонь в печурочке
                    Я колю на плашки,
                    На  сестры Дуняшки
                    Гори, гори, жарче печь
                    Пирожки мы будем печь!
А  теперь догадайтесь, что было самым важным в доме, без чего ни один человек, ни один дом не мог обойтись?
- Чего из избы не вытащили?
-Дедушка старый, весь белый лето придет- не заглядит на  него, зима  настанет- обнимают его (очаг, печь).
  Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь. Существует много примет связанных с домом, очагом. Считалось грехом тушить огонь, предоставлялось ему утихать самому. Нельзя затоплять печь с непокрытой головой, а главное, с наступлением сумерек, когда зажигали огонь нельзя ссориться. «Огонь нельзя сердить - может случиться несчастье. Чтобы затопить печь - нужны дрова. С Бабушкой Петровной пойдем за дровами.
  Затопили мы нашими дровами печь. Хорошо в избе тепло.
В красном углу в избе   стоял  стол,  он олицетворял  изобилие в доме. Холщовая  скатерть - даже если картошка. Что напоминает стол своей формой?- Похож  на животное. Чтобы животные  не болели, в особые дни ножки стола привязывали (чтобы не убежало, не заболело) Каких домашних животных знаете? Про каких домашних животных знаем песни? Исполним(«Шла коза по мостику» «Три-та-та»).
   В старину все трудились хозяйка- домом, хозяин- владел полевыми работами, дети с малых лет помогали. И мы сейчас будем трудиться. «Посмотрите, как  у нас – то в мастерской».
  В старину люди  любили играть. Как называются песенки или стишки, которые учили ребят первым движениям(пестушки). И мы поиграем в пестушку. «Что в горбу?».
Я задаю вопрос

«Разговор с котиками»
«превращения сказочные»
  Что нового узнали на занятии? Что больше всего понравилось? Споем заздравствную песню нашему дому. Домашнее задание: нарисовать русскую избу, русский дом.