Крашенинникова Елена Евгеньевна
МБДОУ №255 компенсирующего вида
г. Ижевск
Музыкальный руководитель
Тема занятия:
«Мир народной культуры» СКАЧАТЬ
Задачи занятия:
образовательная: углубить знания о народной культуре.
развивающие:
1) умение двигаться и петь под музыку;
2) развивать речевой аппарат;
3) учить детей приемам дирижирования;
4) учить петь на «опоре», без напряжения;
5) закрепить знания о мажоре, миноре, регистрах;
6) научить детей новому движению «тележка»;
7) закрепить динамические оттенки;
8) развитие творческих способностей
воспитательная: прививать любовь и интерес к своему народу, к родной культуре.
Ход занятия
Сегодня мы с вами поговорим о книге, в которой 4 угла, а середка пуста. Что это? Дом.
Дом для русского человека был его маленьким миром, и относились к нему, как к живому другу. «Своя хатка, что родная матка»
Мы сегодня стараемся украсить свои квартиры. А в старину дом украшался даже интереснее, чем сейчас: на стенах, дверях, потолках рисовали рисунки, росписи. На воротах, которые выходили на улицу, рисовали или вырезали круг- солнце. Человек смотрел вверх и видел солнышко и от того дом казался выше и больше. На стенках, в простенках между окнами, рисовали дерево с цветами и ягодами на его ветках- птиц, а внизу – курочку с петушком, лошадку с жеребенком, девочку с мальчиком, т.е. то, что окружало человека.
Над окошком и дверях так же рисовали деревья, птиц - это были добрые силы, которые защищали дом и все его выходы от злых духов.
Люди в старину вставали очень рано, с восходом солнышка. Они приводили себя и свой дом в порядок. Сейчас мы приведём в порядок домики у своих язычков.
Язычок утром оглядел свой домик. Ой, как грязно: вначале язычок подмёл свой пол( движения языком по дёснами нижней челюсти); затем потолок (язык чистит пространство между верхней губой и зубами; вымыл стенки слева, справа (толкательные движения языка вправо и влево при закрытом рте); вымыл окошко, подмёл за окошком язык- метелочка подметает подбородок), проветрим комнату (звуки «С», «Щ», «Ч»).
Сейчас в домике чисто, можно гимнастику сделать:
Сидит ворон на дубу
У-у-у(2)
Он играет во трубу
У-у- (2)
Во трубу точеную, позолоченную
У-у-у (2)
(поднимается по полутонам)
(Руку к уху). Ехали (3)- рукой тянуть, другая рука к уху;
Яблоко-Е(3)
Ежик- Е(3)
Мы и убрались в своем домике и гимнастику для губ и языка сделали. Вы все дома убирались и гимнастику делаете?
Молодцы! А как называют людей, которые не любят умываться? (неряхи, грязнули и т.д.) Какую песню про неряху знаем? «Неумоя».
Выйдем в круг. Выберем кукомою и купчика.
Считалка: Я колю, колю дрова
Я колю на чурочки(2)
Гори огонь в печурочке
Я колю на плашки,
На сестры Дуняшки
Гори, гори, жарче печь
Пирожки мы будем печь!
А теперь догадайтесь, что было самым важным в доме, без чего ни один человек, ни один дом не мог обойтись?
- Чего из избы не вытащили?
-Дедушка старый, весь белый лето придет- не заглядит на него, зима настанет- обнимают его (очаг, печь).
Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь. Существует много примет связанных с домом, очагом. Считалось грехом тушить огонь, предоставлялось ему утихать самому. Нельзя затоплять печь с непокрытой головой, а главное, с наступлением сумерек, когда зажигали огонь нельзя ссориться. «Огонь нельзя сердить - может случиться несчастье. Чтобы затопить печь - нужны дрова. С Бабушкой Петровной пойдем за дровами.
Затопили мы нашими дровами печь. Хорошо в избе тепло.
В красном углу в избе стоял стол, он олицетворял изобилие в доме. Холщовая скатерть - даже если картошка. Что напоминает стол своей формой?- Похож на животное. Чтобы животные не болели, в особые дни ножки стола привязывали (чтобы не убежало, не заболело) Каких домашних животных знаете? Про каких домашних животных знаем песни? Исполним(«Шла коза по мостику» «Три-та-та»).
В старину все трудились хозяйка- домом, хозяин- владел полевыми работами, дети с малых лет помогали. И мы сейчас будем трудиться. «Посмотрите, как у нас – то в мастерской».
В старину люди любили играть. Как называются песенки или стишки, которые учили ребят первым движениям(пестушки). И мы поиграем в пестушку. «Что в горбу?».
Я задаю вопрос
«Разговор с котиками»
«превращения сказочные»
Что нового узнали на занятии? Что больше всего понравилось? Споем заздравствную песню нашему дому. Домашнее задание: нарисовать русскую избу, русский дом.