Конспект занятия по ОБЖ
для подготовительной группы
Тема: Наводнение.
Задачи: Формирование у детей предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них. Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека ситуациям в природе (наводнение).
Ход:
1. В руках у воспитателя кукла Незнайка.
Воспитатель: Ребята, к нам пришел Незнайка, он очень взволнован. Оказывается, в Цветочном городе ожидается наводнение, говорят, что Огурцовая река может затопить весь городок. Незнайка не знает, что нужно делать? Давайте расскажем ему, что же такое наводнение и как помочь жителям Цветочного города?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы вместе с Незнайкой посмотрим слайды о наводнении (просмотр слайдов). Наводнение происходит по нескольким причинам. Первая причина – это таяние снега весной, когда снега очень много и он очень быстро в теплую погоду тает. А вторая причина - это сильные и частые дожди, когда в реках прибывает вода, а земля не успевает ее впитывать. При наводнении разрушаются дамбы - это такие сооружения, насыпи вдоль рек, ограждающие реку от населенных пунктов. Эти дамбы при большом наводнении разрушаются, и мощный поток воды быстро размывает устойчивую преграду и вызывает наводнение. Наводнения приносят большую беду и природе, когда вода с силой выдергивает прибрежные деревья, размывает грунт, подтопляет и затопляет жилища, гибнут животные, люди. Многие люди остаются без крова, им некуда пойти, негде жить. Недавно такая беда случилась в Японии. Там произошло сильное наводнение, вызванное цунами - это огромная волна, больше девятиэтажного дома, она накатилась на берега Японии и смыла с лица земли многие города и поселки, погибло много людей. Спаслись только те, кто успел убежать в горы или подняться на какую-либо возвышенность. Во время наводнения и после него людям помогают спасатели. Послушайте стихотворение о людях этой героической профессии:
Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью нас спасут,
Такой у них опасный труд.
Ребята, какие кадры из этой серии фотографий вас поразили больше всего, почему?
(Ответы детей)
2. Игра «Спасатели». Задачи: вызвать эмоциональный отклик, чувство сострадания, желание прийти на помощь пострадавшим, понимание ценности и неповторимости жизни.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в компьютерную игру «Спасатели». Посмотрите на экран: дом, стоящий на берегу реки попал в наводнение. Ниже, под ним вы видите изображения людей, животных, предметов быта, которые остались в доме и около него (телевизор, компьютер, куклы, собака, корова, утка, курица, стол, стул, подушка, одеяло, книга, сахар, хлеб, вода, дедушка, попугай, хомяк, посуда и др.). Вы – спасатели, ваша задача - провести спасательную операцию. Итак, к работе приступает первая группа спасателей.
(Дети первой подгруппы по очереди подходят к компьютеру, наводят курсор на выбранный объект, объясняя, почему «спасли» именно его).
Воспитатель: Да, ребята, все живое имеет право на жизнь. Главное - спасти людей и живые существа, а все остальное у человека еще может появиться.
3. Воспитатель: Послушайте рассказ девочки, которая попала в наводнение в нашем городе Междуреченске, ее звали Оля.
(Воспитатель читает рассказ, сопровождая показом иллюстраций на экране).
В мае 1977 года в реке Уса поднялась вода выше обычного уровня. Однажды утром я проснулась от сильного шума хлынувшей в дверь воды и внезапно очутилась на руках у папы, который нес меня к лестнице, ведущей на чердак. Там уже сидела моя сестра Таня. Вскоре к нам поднялась мама. А папа продолжал передавать вещи наверх. И только когда вода поднялась значительно выше, присоединился к нам. Мы сидели и смотрели на разлившееся вокруг нас море вдоль всей улицы. Наступил вечер, но мы не знали, что может случиться, если вода опять станет прибывать и затопит нас. Когда совсем стемнело и показались первые звезды, мы вдруг увидели приближающуюся лодку. Кто-то нас спросил: «Есть на крыше дети?». Мама закричала: «Есть, есть! У меня двое детей. Помогите нам!». Лодка быстро приблизилась к нам, и один человек вскочил к нам наверх и, схватив меня на руки, бросил прямо на руки другому, который находился в лодке. Вскоре и мама с Таней оказались рядышком со мной, а папа остался сидеть на крыше, так как спасали в первую очередь детей. Нас привезли в город к знакомым. Сколько дней мы там пробыли, я не помню. Мы очень волновались за отца, так как не знали ничего о нем. Только на второй день он нас разыскал. Когда мы его увидели, счастью нашему не было границ. Пока мы с мамой жили у знакомых, папа навещал нас каждый день, а когда полностью ушла вода, он перевез нас домой. Наш дом за время наводнения почти не пострадал, так как был сделан из крепких бревен. Мне помнится, что из всех комнат у нас образовалась одна большая, заваленная разбитой мебелью.
Воспитатель: Дети, наш город окружают две реки – Томь и Уса. Служба спасения в нашем городе делает все для того, чтобы избежать наводнения или снизить величина ущерба в случае резкого подъема воды: устраивают дежурства на реках и наблюдают за уровнем воды, взрывают заранее ледяные заторы, готовят специальные помещения для спасенных людей, где для них готовы и постель, и еда, и питье. В нашем детском саду есть такой пункт временного размещения людей, пострадавших в случае наводнения.
4. Воспитатель: А сейчас к работе приступает вторая группа спасателей. Наступила весна, и река затопила стоящий неподалеку березовый лес. Крупные звери, почуяв беду, ушли на возвышенность, а мелкие звери оказались в беде. Зайца Серое ушко вода застала возле тонкой молодой березки, растущей рядом с большим ивовым кустом. Как помочь зайцу Серое ушко не утонуть в половодье? Подумайте о возможных способах спасения и обоснуйте, почему именно так вы решили спасти зайца. А вот эти подсказки на экране вам помогут (бревно, бочка, воздушный шар, веревка, дверь и др.).
(Дети второй подгруппы по очереди подходят к компьютеру, наводят курсор на выбранный объект, объясняют свой выбор).
5. Воспитатель: А теперь, ребята, давайте все вместе составим для Незнайки и его друзей правила поведения при наводнении.
Первое правило: при наводнении нужно перевезти людей в безопасные места.
Второе правило: запасы воды и еды, ожидая наводнения, нужно держать на крышах и на чердаках.
Третье правило: домашних животных нужно перевезти на возвышенные места.
Четвертое правило: если наводнение все-таки случилось, человек оказался в воде, а лодки рядом нет, можно воспользоваться тем, что плывет по воде (бочки, двери, бревна, заборы, автомобильные шины).
(На экране высвечиваются правила).
Воспитатель: Вот, милый Незнайка, мы и рассказали тебе про наводнение. Давайте еще раз напомним Незнайке о правилах поведения при наводнении. Теперь Незнайка знает, что нужно делать. До свидания, приходи к нам еще, когда тебе будет что-то непонятно.