Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 258 Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Русская красавица!»

Опубликовано 01.10.2015

 

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

 

Конспект НОД для детей старшей  группы на тему: «Русская красавица!»

                                                                          

                   Воспитатель 1квалификационной категории МКДОУ №1 «Ручеек»       Усольцева Л. В.

 

Познавательное развитие:

Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.

Художественно - эстетическое развитие:

Совершенствовать технические приёмы работы с кистью. Закрепить умения рисовать образ берёзы весной (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, весенняя окраска листвы) средствами нетрадиционных техник рисования.

Речевое развитие:

- пополнить словарный запас за  счет новых слов: зеркальная гладь, отростка, грош

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения.

 

Предварительная работа: наблюдение за берёзой на прогулке; чтение стихов, пословиц, поговорок о берёзе; разучивание хоровода «Мы вокруг берёзки»; рассматривание репродукций картин.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь детям при проведении практической части.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам  пришли гости. Давайте  поздороваемся с ними и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко.)

Воспитатель: Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Звучит музыка, на экране проецируются слайды

Воспитатель:

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

Над речушкой березка листвой шевелит.

Только ветер играет в косах длинных листвы,

Только звезды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке и изобразим её при помощи нетрадиционных  техник рисования.

Береза – символ красоты русской природы, символ России. Берёзу очень любят и называют её «Русской красавицей», хотя берёза растёт не только в России. Она растёт в Северной Америке и в Китае, а в Японии растёт берёза с красной корой.

А какая берёза вам больше нравится?

(Самая красивая берёза – наша белая Российская красавица.)

Воспитатель: Россию издавна называли берёзовым краем. Поэтому многие поэты восхваляют русскую берёзу в своих стихах. Ею можно восхищаться в любое время года. Давайте с вами вспомним стихи о березе.

 

Ребёнок:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы (С. Есенин) (летом)

Воспитатель: Какая берёза летом?

Ребёнок:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.     

(Е. Трутнева)

Воспитатель: Какая берёза осенью?

Ребенок:

Белая береза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…

Воспитатель: Какая берёза зимой?  (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, как красива берёзка в разное время года.

 

Воспитатель: Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах. Ребята, давайте посмотрим, как они изображают её в разное время года.

 Перед вами репродукция картины  И. Левитана «Березовая роща»

 В какое время года изобразил художник березки? (Ответы детей)

Место, где растет много берез, называют березовой рощей, художник так и назвал свою картину. А как можно ещё назвать?

Дети: Березняк.

Воспитатель: А сейчас посмотрите на следующую репродукцию Н. Бакшеева «Голубая весна».

А здесь, в какое время года изображена березка?

 Как легко отличить березку от других деревьев? (Ответы детей)

Воспитатель: А на этой репродукции картины  И.Э Грабаря «Зимний пейзаж» какое изображено время года?

Дети: Зима.

 Воспитатель:  Какие деревья вы еще узнали?

Чем покрыты ветки берёзы зимой? (Ветки берёзы покрыты зимой инеем.)

Воспитатель: А вы хотели бы  сейчас вместе со мной оказаться в  весенней берёзовой роще?

 (Звучит музыкальное сопровождение).

Воспитатель:  Ребята, давайте с вами  присядем на полянку. Закройте глаза и представьте, что лёгкий весенний ветерок закружил  и принёс нас в весенний  лес. (Помощники вносят  «берёзы») Ласково светит солнце, щебечут птицы, чист и прозрачен весенний воздух. Давайте сделаем глубокий медленный вдох через нос. Чувствуете, как ваши легкие наполняются ароматным воздухом весеннего леса? А теперь губки сложите трубочкой и медленно выдохните. Вот теперь можно открыть глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в берёзовой роще.

 

Воспитатель: Для кого лес является домом?

( Лес является домом для деревьев, птиц, зверей, насекомых.)

Воспитатель: Посмотрите, кто- то идёт  нам навстречу.

Березка:

Здравствуйте! Как я рада

Быть с вами в этот день!

Спасибо, что меня вы не забыли,

И в этот день весенний навестили.

Воспитатель:   Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят они тебя - нашу русскую красавицу.

 

Березка: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о нас.

Дети:

  • Березкой обогреешься, а не оденешься.
  • Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
  • Какова березка, такова и отростка.
  • Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.

Березка: А вы знаете, что березы  могут  предсказывать погоду. А какие  народные приметы вы знаете:

 

Дети: а) Если из березы течет много сока – к дождливому лету;

б) Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, а начнут желтеть снизу – поздняя.

в) Береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, а ольха перед березой – мокрое.

Воспитатель: На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками.

Физминутка:

Берёзка: А ну, честной народ,

Становись-ка в хоровод!

(Раздаём платочки).

Хоровод «Мы вокруг берёзки»

Посмотри берёзка,

Мы к тебе идём,

Яркие платочки

Мы тебе несём

 

Припев:

Золотые листики

Золотом горят.

Кружатся с платочками

Хоровод  ребят.

 

Девочки к берёзке

Ближе подойдут,

Яркими платочками

Весело взмахнут

(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая).

 

Припев:

Разошлись ребятки

И пошли гулять,

Про берёзку песню

Нежно напевать

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что делают из берёзы и чем она полезна человеку?

 

Дети: 1 Из березы люди плели  лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки.

2 Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.

3 Из  древесины берёзы получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу.

 4 Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.

 

Воспитатель: Русские люди используют его в банях: хлещут себя, чтобы из тела все хвори  выгнать да душу порадовать.

Дети:

5 В березовом лесу в грибную пору растут подберезовики, а если есть еще и сосны, можно встретить целые семьи лисичек.

6 Из молодых листьев заваривают чай, он лечебный.

 

Динамическая пауза «Берёзка».

 

Мы берёзку посадили,

И водой её полили,

И берёзка подросла,

К солнцу ветки подняла.

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

 

Воспитатель: Много мы сегодня узнали о нашей русской красавице, которую поэты воспевают в стихах, художники в картинах, песенники в песнях, танцах. А давайте сейчас нарисуем нашу березку.

 Объяснение и одновременный показ:

 

Воспитатель: Давайте вспомним, с чего мы начинаем рисовать дерево?

Дети: Начинаем рисовать со ствола.

Воспитатель: Как рисуем ствол дерева?

Дети: Ствол дерева начинаем рисовать сверху вниз.

Воспитатель:  Скажите, а чем отличается берёза от других деревьев?

Дети: Ствол белый с чёрными пятнами.

Воспитатель: Посмотрите, ствол у берёзы тонкий. Ствол рисуется сверху вниз двумя линиями, вверху не соединяется. Прорисовываем кончиком кисти чёрные пятна. А какие у берёзы ветви прямые или изогнутые?

Дети: Ветви у берёзы изогнутые.

Воспитатель: Ветви берёзки тонкие, плакучие…Посмотрите, как мы будем рисовать изогнутые ветви. От ствола вверх,  закругляем и вниз. Рисуем так же кончиком кисти.

 

Теперь рисуем крону. Для этого я меняю мягкую кисть на щетину, чтобы изобразить крону дерева более выразительно. На макушке дерева крона всегда чуть ярче, светлее, а внизу темнее, гуще. Для нижней части кроны я добавлю немного темной краски (рисуем методом «тычка»).

 

Воспитатель: - Какой кистью будете рисовать крону? (щетиной).

Воспитатель: - Возьмите в руки кисточки и покажите в воздухе, как будете рисовать ствол и ветки. (Показ детьми). Вы не забыли, что берёзку мы будем рисовать весной? А какие украшения на березке появляются весной?

Дети: Весной появляются серёжки.

Воспитатель:  Сережки  – это собранные вместе цветочки на мягкой свисающей ножке.

 

Прежде чем приступить к работе, давайте согреем наши пальчики.

 Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

 Солнышко, солнышко

 Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук)

 Солнышко, солнышко

 Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки)

 Мы колечки соберём

 Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью)

 Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь)

 И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)       

 

Работа за столами.

(Под музыку дети выполняют задание. Во время самостоятельной работы под музыкальное сопровождение оказываю индивидуальную помощь)

 

Воспитатель: Вы только посмотрите, какая красота! У нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прижаться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от нее сил  и здоровья.

Берёзка: Спасибо. Мне понравились все ваши работы. В ответ я хочу вас угостить полезным берёзовым соком, который полезен весной для людей и зверей.

Воспитатель: Ребята, но не забывайте,  что если вы набираете берёзовый сок, нужно ранки залепить землёй.

Воспитатель:

Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

 

Ребёнок:

Белая берёза -

Милая сестра.

Ты расти не бойся

Злого топора.

Белая берёза,

Птицы по ветвям.

Я тебя в обиду

Никому не дам.

 

Берёзка: Все, что знать обо мне людям надо,

                 Как любить меня и беречь –

                 Обо всем вы сегодня сказали.

                 До свидания. До новых встреч! 

 

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться  домой, в детский сад. Присядьте на полянку, возьмитесь за руки, закройте глазки, и лёгкий весенний ветерок  унесёт нас обратно.

 

Рефлексия. Понравилась вам прогулка по берёзовой роще? А кому бы вы хотели показать свои работы? (Родителям, детям из младших групп)