Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 566 Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

Опубликовано 06.02.2016

 

Дергачёва Лариса Дмитриевна

Инструктор по физической культуре.

МБДОУ д\с №14 «Сказка»

г. Верхний Уфалей, Челябинская обл.

 

Консультация для воспитателей

«Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

 От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия в мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Учёные связывают этот факт с экологическими проблемами, различными отрицательными бытовыми факторами, химическими добавками в продуктах питания, некачественной водой, загрязненным воздухом и атмосферой.

  Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важность создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье детей подчёркивается и в концепции дошкольного воспитания, поэтому оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в ДОУ.

  В связи с этим, роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

 Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья и знакомства с методами оздоровления дошкольников актуальна, современна и достаточно сложна.

   Отечественный ученый К.П. Бутейко разработал метод волевой ликвидации глубокого дыхания, в основе которого специальная методика регуляция дыхания. В соответствии с этой методикой во время тренировок определенным образом уменьшается глубина дыхания, при этом уменьшается потери углекислого газа с выдыхаемым воздухом и происходит накопление углекислого газа в крови, что тренирует нейроны головного мозга и благотворно сказывается на развитии ребенка.

  А.Н. Стрельникова  разработала парадоксальную гимнастику и считала, что под благотворное воздействие парадоксальной гимнастики попадают все физические процессы организма, поэтому она широко применяется в практике дошкольных учреждений нашей страны.

  Возникшие противоречия – потребности современного общества вырастить здоровое поколение и, с другой стороны, тенденция к снижению показателей уровня здоровья детей дошкольного возраста приводит к необходимости изучения проблемы оздоровления детей и применения различных методик, в том числе и дыхательной гимнастики.

 Нужно отметить, что здоровое дыхание очень важно для сохранения здоровья детей и правильно сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняется ив дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться. И одна из составляющих здорового образа жизни – сформированный навык правильного дыхания.

  Воспитатель организует самостоятельную деятельность детей по оздоравливанию, где они под руководством воспитателя выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики вызывает трудности у дошкольников, поэтому педагог должен ограничиться выполнением одного – двух дыхательных упражнений  течение нескольких секунд.

Предлагаю вашему вниманию комплекс дыхательных упражнений игрового характера для детей дошкольного возраста.

 

  1. 1.     Ходьба.

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движений по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40 – 60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках,

Мы идём, как все ребята,

И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой – Чалой).

  1. 2.     «Куры»

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки- «крылья» и опустив голову. Произносят «тах – тах – тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох. Повторить 3 – 5 раз:

  1. 3.     «Самолет»

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «ЖЖЖ…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2 -4 раза в каждую сторону:

Расправил крылья самолёт,

Приготовился в полёт.

Я направо погляжу:

Жу – жу –жу.

Я налево погляжу:

Жу – жу – жу (Е. Антоновой – Чалой).

  1. 4.     «Насос»

Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.

Повторить 4 – 6 раз:

Это очень просто –

Покачай насос ты.

Направо, налёг…

Руками скользя,

Назад и вперед

Наклоняться нельзя.

Это очень просто –

Покачай насос ты (Е. Антоновой – Чалой).

  1. 5.     «Дом маленький, дом большой»

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустив голову – выдох с произнесением звука «ш – ш –ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох (у медведя дом большой). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

Повторить 4 -6 раз:

У медведя дом большой,

А у зайки – маленький.

Мишка наш пошёл домой

Да и крошка заинька (Е. Антоновой – Чалой).

  1. 6.     «Подуй на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голова вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустив голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2 – 3 раза:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всё опять:

Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой – Чалой).

  1. 7.     «Косарь»

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махам снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз – уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу – зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3 -4 раза:

Косарь идет косить жнивьё:

Зу – зу, зу – зу, зу – зу.

Идём со мной косить вдвоём:

Замах направо, а потом

Налево мы махнём.

И так мы справимся с жнивьём.

Зу – зу, зу – зу вдвоём. (Е. Антоновой – Чалой).

  1. 8.     «Цветы»

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете. (Е. Антоновой – Чалой).

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» 9головы) спрятались. Упражнение повторить 6 – 8 раз.

  1. 9.     «Ёж».

Дети ложатся на спину (на ковер), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.

Всё упражнения повторить 4 – 6 раз.

  1. 10.  «Трубач»

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

Тру – ру –ру, бу – бу-бу!

Подудим в свою трубу.

  1. 11.  «Жук»

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

Жж –у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу.