Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 562 Трудовое воспитание дошкольника.

Опубликовано 06.02.2016

Каменева Людмила Михайловна

воспитатель

МБДОУ д\с №14 «Сказка»

г.Верхний Уфалей, Челябинская обл.

Трудовое воспитание дошкольника.

Сегодня  уделяется особое внимание трудовому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Важная  роль в этом принадлежит  и дошкольному воспитанию.  Дошкольные учреждения всесторонне развивают  и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь к труду, к своей Родине, а также подготавливают детей к обучению в школе. За весь  период времени пребывания в детском саду у ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость.

Цель  трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к  добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

  1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
  2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
  3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
  4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
  5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания  и давать советы.

Ребенка труд должен радовать, и наша задача развить это чувство у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия . Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека,чувство долга, ответственность за порученное ему дело.
Огромное  значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно-бытовой труд, он связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам.

Опыт  трудового воспитания педагогов показывает, что приобщение ребенка к труду, необходимо начинать как можно раньше, в то время, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является необходимым условием формирования трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплинированности, бережливости и прилежание.
       Но и труд должен быть посилен ребенку, тем самым доставляя ему удовлетворение и радость. Ребенок должен понимать, что и его труд приносить пользу другим людям.  Трудясь  ребенок  укрепляет свое  здоровье, его движения становятся более организованными, уверенными и точными. Труд оказывает неоценимое влияние и на умственное развитие детей. Воспитывая трудом можно сформулировать следующие качества в детях: сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Под влиянием трудового воспитания дети сопоставляют предметы, явления, таким  образом , развивается мышление. И как следствие, ребенку приходится
учитывать последовательность своих действий в выполнении заданий и учиться планировать свою деятельность. В процессе труда воспитываются такие качества, как устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Совместный детский труд их объединяет,  начинают формироваться первоначальные навыки коллективизма, умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
       Воспитатель  должен четко представлять, чего он хочет добиться от своих воспитанников и какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это дает ему  возможность верно сориентироваться в характере руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста.  Вначале  терпеливо показывать, обьяснять ,помогать, по мере овладения трудовыми навыками – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

Положительный результат труда – это всегда приложение детьми усилий и стараний, проявление воли и проявление тех мотивов, которые побудили ребенка совершить то или иное трудовое усилие. Если  труд не является повседневным, он  становится  нейтральным процессом и в дальнейшем  не будет оказывать никакого влияния на нравственное воспитание детей. Дать детям понимание того, как важен ежедневный труд – вот главная задача воспитателя,  заботящегося о нравственном воспитании дошкольников.