Листунова Ольга Геннадьевна
МБДОУ "Колокольчик"
ТЕМА. Приставочные глаголы.
Программное содержание. Учить детей точно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. Учить выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок. Учить подбирать приставочные глаголы-антонимы. Развивать внимание, умение соотносить графическое изображение с приставкой. Формировать самооценку и самоконтроль.
Оборудование. Кубик, картинки с изображением разных действий машины; схемы образования приставочных глаголов; раздаточный: картинки с изображением разных действий лягушки, лисы, мальчика, машины, схемы образования приставочных глаголов.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Педагог: Сядет тот, кто назовет любое слово-действие. Молодцы. Сегодня на занятии мы будем говорить о словах – действиях.
2 Игра «Смотри и правильно назови»
Дефектолог вызывает одного ребенка, и он выполняет действия у кубика: бежал, подбежал, оббежал, отбежал, убежал. После каждого действия, дети называют его.
Педагог: Все названные действия похожи по звучанию, но не одинаковы. Послушайте, какая часть слова меняется? (повторение слов-действий)
3. Рассматривание картинок с изображением машины, выполняющей различные действия.
машина ехала
выехала отъехала уехала объехала подъехала заехала
Педагог: «Это машина, что она делает - едет, (убрать картинку) что она делала – ехала. Сейчас я буду показывать картинки с другими действиями машины, а вы их будете называть. Из гаража машина -.., от гаража машина -.., машина совсем -.., вокруг гаража машина -.., к гаражу машина-.., в гараж машина -…Молодцы! Все слова были похожи, но не одинаковы. У всех слов – действий, которые вы назвали, есть одинаковая часть – ехала (выкладывается полоска зеленого цвета), и разные маленькие части в начале слова (добавляются разноцветные полоски) Когда вы их добавляли к одинаковой части, то слово – действие менялось» (проговариваются еще раз слова, выделяя приставки).
4. Игра с мячом.
Педагог: «Я буду называть слово – действие и кидать мяч, а вы называете обратное слово – действие, возвращаете мне мяч». (наливает-выливает, входит-выходит, влетает-вылетает, вносит-выносит, закрывает-открывает, приплывает-отплывает, сгибает-разгибает, собирает-разбирает, приклеивает-отклеивает, пришел-ушел, завязывает-развязывает )
5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Педагог: Сейчас вы будете работать с картинками. У вас есть картинки, которые рассказывают о действиях лягушки, машинки, лисы, мальчика. Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли . Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли?
Поднимите руки, у кого картинки с изображением мальчика, составьте предложения про мальчика. Какие слова-действия вы называли?
Поднимите руки, у кого картинки с изображением лисы, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли?
Поднимите руки, у кого картинки с изображением лягушки, составьте предложения про лягушку. Какие слова-действия вы называли?
Выложите схемы слов-действий (подпрыгнула-перепрыгнула, спрыгнула), какая одинаковая часть- прыгнула. Назовите маленькие части, которые вы добавляли в начало слова –под-,
-пере-, -с-.
5. Итог занятия. Самооценка, самоконтроль.