Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 182 Тема: "Приставочные глаголы"

Опубликовано 02.09.2015

Листунова Ольга Геннадьевна
МБДОУ "Колокольчик"

ТЕМА. Приставочные глаголы.

            Программное содержание. Учить детей точно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. Учить выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок. Учить подбирать приставочные глаголы-антонимы. Развивать внимание, умение соотносить графическое изображение с приставкой. Формировать самооценку и самоконтроль.

            Оборудование. Кубик, картинки с изображением разных действий машины;  схемы образования приставочных глаголов; раздаточный: картинки с изображением разных действий лягушки, лисы, мальчика, машины, схемы образования приставочных глаголов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.  Педагог:  Сядет тот, кто назовет любое слово-действие. Молодцы. Сегодня на занятии мы будем говорить о словах – действиях.

2 Игра «Смотри и правильно назови»

Дефектолог вызывает одного ребенка, и он выполняет действия у кубика: бежал, подбежал, оббежал, отбежал, убежал. После каждого действия, дети называют его.

Педагог: Все названные действия похожи по звучанию, но не одинаковы. Послушайте, какая часть слова меняется? (повторение слов-действий)

3. Рассматривание картинок с изображением машины, выполняющей  различные действия.

машина ехала

выехала              отъехала              уехала               объехала             подъехала            заехала

   Педагог:  «Это машина, что она делает - едет, (убрать картинку) что она делала – ехала. Сейчас я буду показывать картинки с другими действиями машины, а вы их будете называть. Из гаража машина -.., от гаража машина -.., машина совсем -.., вокруг гаража машина -.., к  гаражу машина-..,  в гараж машина -…Молодцы! Все слова были похожи, но не одинаковы. У всех слов – действий, которые вы назвали, есть одинаковая часть – ехала (выкладывается полоска зеленого цвета), и разные маленькие части в начале слова (добавляются разноцветные полоски) Когда вы их добавляли к одинаковой части, то слово – действие менялось» (проговариваются еще раз слова, выделяя приставки).

4. Игра с мячом.

Педагог: «Я буду называть слово – действие и кидать мяч, а вы называете обратное слово – действие,  возвращаете мне мяч». (наливает-выливает, входит-выходит, влетает-вылетает, вносит-выносит, закрывает-открывает, приплывает-отплывает, сгибает-разгибает, собирает-разбирает, приклеивает-отклеивает, пришел-ушел, завязывает-развязывает )

 

5.  Работа с индивидуальным наглядным материалом.  

Педагог: Сейчас вы будете работать с картинками. У вас есть картинки, которые рассказывают о действиях лягушки, машинки, лисы, мальчика. Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия  вы называли . Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия  вы называли?

Поднимите руки, у кого картинки с изображением мальчика, составьте предложения про мальчика. Какие слова-действия  вы называли?

Поднимите руки, у кого картинки с изображением лисы, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия  вы называли?

Поднимите руки, у кого картинки с изображением лягушки, составьте предложения про лягушку. Какие слова-действия  вы называли?

Выложите схемы слов-действий (подпрыгнула-перепрыгнула, спрыгнула), какая одинаковая часть- прыгнула. Назовите маленькие части, которые вы добавляли в начало слова –под-,

-пере-, -с-.

5. Итог занятия. Самооценка, самоконтроль.