Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 171 Статья "Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения. Профессиональные компетенции необходимые педагогу ДОУ при формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"

Опубликовано 02.09.2015

Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения. Профессиональные компетенции необходимые педагогу ДОУ при формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебного исследования.

Леонова Любовь Валентиновна — воспитатель МБДОУ д/с № 57 г. Орла.

 

В Советском союзе учащихся вооружали прочными глубокими знаниями, т.е. готовили к жизни в реалии. Далее в последующем была признана необходимость овладения способами передачи информации. Конечным продуктом в образовании является человек, обладающий такими личностными качествами, как решительность, самостоятельность, способность применять знания в нестандартных ситуациях, способность брать на себя ответственность, способность уметь выстраивать отношения с другими людьми.

Результатом деятельности образовательного учреждения должна стать способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

Чтобы стать образованным или компетентным человеком нужно совершить переход от информации к мысли, от мысли к действию или поступку, а от них к деятельности. А в этой деятельности меняется сам человек.

Компетентностный подход широко внедряется в образовательный процесс и становится обычным делом.

Особенности современной системы образования :

–  открытость, способность к качественному и количественному преобразованию и обогащению;

–  развитие вариативных форм дошкольного образования, как условие повышения  его качества и доступности;

–  отдавать предпочтение проведению  подгрупповых занятий  и индивидуальной работе с воспитанниками;

–  взаимоднйствие взрослых с детьми на уровне равноправных партнёров, учитывая при этом индивидуальные и возрастные особенности;

–  предусматривают обладание педагогом  таких качеств, как креативность и творческий потенциал;

– использование  информационно-компьютерных технологий, как средство модернизации образования;

– проведение новых форм взаимодействия с семьями  ( конференции, семинары, клубы семейного общения);

–  широкое  общение в системе « ребёнок — взрослый — сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования, вместо одностороннего влияния « педагог — ребёнок».

Категориальной базой компетентсностного подхода исходит из идеи целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший обобщённый уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырёх компонентной моделью содержания образования ( знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения). (А.Г. Бармус).

Компетентностный подход имеет два базовых понятия: компетенция и компетентность. Эти понятия трактуются по разному:

– компетентность рассматривается как набор компетенций ( Мельничук, Селезнёва);

– понятия отождествляются ( Боголюбов, Леднёв, зарубежные исследователи);

–  компетенция — это способность человека реализовать на практике свою компетентность ( Т.В. Абрамова, Ш.Г.Шубин);

– компетенция считается как объективная характеристика ( сфера прав и обязанностей ответственного человека), а компетентность — субъективная характеристика ( личностные, социальные, духовные, прфессиональные качества) (Маркова);

–   компетентность — это знания, умения и опыт человека, а компетенция — это способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально- профессиональной ситуации (Э.Ф. Зеер).

Актуальность этого подхода при формировании ключевых компетенций у детей дошкольного возраста заключается не только в усвоении определённых знаний, умений и навыков, но  и  в  развитии  их, как личностей.

Компетентностный подход новым не назовёшь, но его признание потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольного образования. Новая фаза за собой повлечёт изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды. Новый образовательный стандарт предусматривает пять образовательных областей:

–                   речевое развитие;

–                   познавательное развитие;

–                   социально-коммуникативное развитие;

–                   художественно-эстетическое развитие;

–                   физическое развитие.

Для того, чтобы дети дошкольного возраста стали компетентными, необходимо чтобы и взрослые занимающиеся их обучением, развитием и воспитанием были компетентны. А для этого нужно устранить недостатки при  профессиональной подготовке воспитателей ДОУ:

–  снижение мотивации к овладению профессией «педагог» у обучающихся в учреждениях профессионального образования;

– в процессе профессиональной подготовки мало внимания уделяется формированию профессионально-личностных качеств педагогов, недооценивается проблема воспитания «личности»( терпение, вежливость, доброжелательность, умение обучать и отвечать на вопросы ребёнка, индивидуальный подход, открытость, эмоциональность);

–   должным образом не обеспечивается взаимодействие специалистов различного профиля в учреждении ДО;

– снижается уровень общекультурного образования педагогов в пользу узкого специалиста;

–  недостаточный уровень кругозора;

–   недостаточный уровень инновационных технологий в образовательной работе;

–   не утвердился личностно-ориентировочный подход.

Меры по устранению этих недостатков:

–    мотивировать воспитателя на самообразование и саморазвитие;

–   проведение тренингов;

–   создание клубов, например « Супер воспитатель»;

–   проведение методических объединений, мастер-классов, семинаров;

–   порекомендовать воспитателю пройти курсы владения средствами ИКТ;

–  стимулировать деятельность воспитателя (грамота, благодарность, материально- премия).

 

      Целесообразно и обснованно рассматривать компетентность как стандарт содержащий требования к готовности педагога, как норму подготовки человека включающую совокупность знаний, умений и навыков, вошедших в субъективный опыт и имеющие личностный смысл. Компетентность — это владение компетенцией, имеющее личностное отношение к ней,как реальный уровень образования, достигнутый обучающимся.

     Придерживаясь современных приоритетов государственной политики образования, в настоящее время практика дошкольного образования должна быть ориентирована прежде всего, на реализацию компетентностного подхода, актуализирующего результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребёнка.