Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 169 Использование игровых технологий в воспитательном процессе в начальной школе

Опубликовано 02.09.2015

 

ГС(К)ОУ Школа – интернат №4

          

 

      Реферат на тему:

 «Использование игровых технологий

 в воспитательном процессе в начальной школе»

 

                                                                                    Составила: воспитатель Литвин Ж.Н.

 

 

    Цель игры – побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.                                                            Работа с малышами заставила меня глубже изучать психофизиологические особенности. Внимание и запоминание  слабое, особенно если учение не захватывает.  Игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Использование в воспитательном процессе игровых моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую воспитательного процесса, помогает также повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся. Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в воспитательном процессе является применение игровых технологий. Игра - это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.  Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, то есть всё, что так необходимо детям младшего школьного возраста.

  Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.

  Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, загадки – перевёртыши, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

  Я предлагаю вам ,сейчас вместе со мной поиграть в игру называется она «Пословицы – перевёртыши».

Я называю пословицу – перевёртыш, а Вы должны догадаться  о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1. На честном человеке ботинки мокнут.

(На воре шапка горит)

2. Радость ушла – заколоти дверь.

(Пришла беда – отворяй ворота)

3. Трусость  деревни избегает.

(Смелость города берёт)

4. Чужие штаны дальше от ног.

(Своя рубашка ближе к телу)

5. На свой хлеб закрой глаз.

(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.

(Сам погибай, а товарища выручай)

7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.

(Сделал дело, гуляй смело)

9. Утка корове подружка.

(Гусь свинье не товарищ)

10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.

(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

   Применение игровых технологий  на занятиях позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на занятиях  раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

    Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать занятие  интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.                                                                                      

 Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

  Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровье сберегающих технологий в школе.

 В своей работе часто использую:

- классные часы;

- занимательные задачи;

- игры со сказочными персонажами;

- дидактические игры;

- интеллектуальные игры.

  Моя задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно, с удовольствием. Только в этом случаи они научатся в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть будет приобретать качества, необходимые им в жизни. Затем, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умения анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

 В своей работе стараюсь найти «золотую середину»: не усложнять – дети не поймут и не упрощать; облегчая воспитание - дети постоянно будут искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудностей.