Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 150 Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества

Опубликовано 20.08.2015

ФИО: Краснова Наталья Александровна

заместитель заведующего по ВОР

МДОУ д/с "Дюймовочка" г. Балашова ул.Советская д. 182

 

Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества

  В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Выделяют два уровня социального партнерства дошкольного учреждения в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

- обеспечение субъектно - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в МДОУ (внутренний уровень)

- обеспечение взаимодействия МДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень). Представляю опыт внутреннего уровня социального партнерства.

Дошкольное образовательное учреждение, организованное как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка, обеспечивает необходимые условия организации и развития детского сообщества. Это хорошо понимают современные родители. При посещении дошкольного учреждения для ребёнка открываются новые возможности приобретения опыта  взаимоотношений с людьми. Расширение социального мира ребёнка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими группами. Ребёнок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьёй, он должен научиться сочетать различные области социализации.

Организуя взаимодействие педагогов и родителей, детскому саду необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?».

Перед нами стоит цель – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные  взаимодействия участников образовательных отношений.

Поставленная цель решается через задачи:

- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества;

- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;

- формировать у родителей представления о социальном партнерстве;

- укреплять психологическое  здоровье детей и родителей;

- повышать уровень психического благополучия родителей и детей;

- создать условия в коллективе ДОУ по организации взаимодействия с семьей;

- разработать принципиально новые формы  работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

  ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

1. Обеспечение субъектной позиции всех участ­ников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каж­дому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак­тивность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому мы отходим от простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее, на наш взгляд, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процес­са, направленных на воспитание и развитие детей.

Этот принцип включает в себя:

- обеспечение взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ре­бенка, его достижениях и трудностях, вы­явление общих проблем для решения;

- определение, общих задач воспитания детей, которые объединят уси­лия педагогов и родителей, а с другой сто­роны, конкретизацию задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместное принятие решений, согласован­ность действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействую­щих сторон;

-  обес­печение единства педагогических влияний на ребенка;

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

- выявление интересов, потребностей участников взаимоотношений;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха в совместной деятельности;

- принятие родителей, как единомышленников в воспитании ребенка;

- принятие, учет традиции семьи, толерант­ность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

4. Научно практический принцип

- создание методической базы для организации взаимодействия;

- выбор оптимальных форм взаимодействия между социальными партнерами;

- организация психологической  и педагогической помощи всем участникам образовательных отношений;

5. Индивидуальный подход

Мы убеждены, что индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей, уметь успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

6. Динамичность

Детский сад сегодня находиться в режиме развития, и представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого изменены формы и направления работы детского сада с семьей.

Основные формы взаимодействия с семьёй

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток, листовок, папок-передвижек.

Образование родителей:  организация «Материнской школы», «Семейной гостиной» (лекции, семинары, семинары-практикумы), участие в педагогических совещаниях, проведение «Дня открытых дверей», тренингов, создание библиотеки.

Совместная деятельность: привлечение родителей:

- к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий;

-  к участию в  «Творческих неделях», детской исследовательской и проектной деятельности, в развлечениях, праздниках и соревнованиях.

-  к созданию и совершенствованию развивающей среды в ДОУ.

Традиционные:

*          Родительское собрание

*          День открытых дверей

*          Совместные дела семьи и учреждения

*          Родительские конференции,

*          Консультации (тематические и индивидуальные)

*          Наглядная пропаганда

*          Посещение на дому

*          Горячая линия

*          Организация библиотеки для родителей

*          Анкетирования родителей

*          Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа

Инновационные

*          Семинары для родителей

*          Групповые тренинги

*          Творческие недели

*          Социально-психологические тренинги

*          Диспут-размышление

Родительские собрания. Ориентируясь на достижения современной психологии, используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:

  • Групповые дискуссии
  • Игра-моделирование

В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч – один раз в квартал. Тематика встреч определяется запросом родителей. Например:

  • Знаю ли я своего ребенка?
  • Мы – читающая семья?
  • Взаимодействие с детьми.
  • Нравственное отношение в саду и дома.

Социально-педагогический мониторинг семьи, научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о жизни ребенка  в семье.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстраиваем работу с родителями, стремимся сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

День открытых дверей проводится совместными усилиями всех работников  ДОУ, родителей и детей и поэтому сплачивает их в единый коллектив.

Мини-лекции специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, врача, медсестры) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей. Например: «Индивидуальные особенности детей», «Возрастные кризисы развития ребенка». Темы излагаются простым языком, образно, живо и убедительно.

Наглядная педагогическая пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, используем сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до родителей необходимую педагогическую информацию. Всегда с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, представленные на специальной выставке.

Обзоры педагогической литературы. Родители чаще всего выступают в роли слушателей лекций и бесед. Очень важно приобщать их к первоисточникам знаний, раскрывать богатство психолого-педагогических мыслей, которые в них содержатся.

В работе с родителями учитываем, что теоретических знаний недостаточно для успешного воплощения их в жизнь. Учим их: правильно ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, находить способы педагогического взаимодействия и воздействия на детей, продуктивно применять уже имеющиеся педагогические знания, создавать необходимую в каждом конкретном случае педагогическую ситуацию, формирующую новый характер взаимоотношений родителей и ребенка в семье.

Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Значимость таких вечеров состоит не только в самих ответах, но также и в форме проведения. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов.

Индивидуальное консультирование. Основной задачей этого метода взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.

Групповое консультирование назначается педагогом для родителей, чьи дети имеют общие особенности развития, поведения, состояния здоровья и т.д. Не все, что касается этих родителей, представляет интерес для других, и потому есть смысл собрать их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную направленность. Она включает сообщение педагога по теме консультации и ответы на вопросы родителей.

В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми.

Групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Они могут быть предложены и педагогом, например в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

Совместные праздники и развлечения. Такая форма работы направлена на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок — педагог — семья»; атмосфера сотрудничества и сотворчества способствует повышению родительской компетентности, закреплению социального поведения семей.

Родительский семинар-практикум. Основная задача этой формы работы — расширение знаний родителей о психологии воспитания, педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. Супруги учатся воспринимать друг друга более адекватно, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. На семинарах-практикумах родители вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Родительские конференции. Эта форма работы специально предназначена для обмена опытом воспитания. Мысли, высказанные на конференции родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание детей в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у детей познавательной активности и интереса к обучению» и т.д.

Определив тему конференции, воспитателю следует выяснить у родителей, кто из них имеет положительный опыт в воспитании, и помочь им подготовиться к обсуждению вопроса, дать возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе, отобрать факты, составить план выступления, порекомендовать литературу.

Круглый стол. Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Помещение, где будет проводиться круглый стол, следует особо украсить, специально расставить мебель, выбрать музыкальное оформление, располагающее к откровенности. Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая практические советы.

Творческие недели - Эта форма работы специально предназначена для  ознакомления родителей, на практике, с методами и формами работы педагогического коллектива с воспитанниками ДОУ и вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, как в качестве наблюдателя, так и в качестве непосредственного участника мероприятия.

Семейная гостиная — направление совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и детей с целью создания содружества единомышленников, которое будет способствовать формированию взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя всех участников образовательного процесса. Такая форма работы направлена на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок — педагог

— семья»; атмосфера сотрудничества и сотворчества способствует повышению родительской компетентности, закреплению социального поведения семей.

Описанная выше работа привела к следующим результатам:

*          Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

*          Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

*          Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения,  воспитания и развития  детей дошкольного возраста;

*          Сплоченность семьи, как системы.

*          Создание условий для успешной социализации  детей дошкольного возраста.

*           Психическое и личностное развитие всех участников образовательных отношений.