Открытое занятие «Урок здоровья»
с детьми подготовительной группы
Виноградова Лариса Анатольевна г.Ярославль д/с №185.
Цели и задачи:
Образовательная:
- дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.
-формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка и профилактики болезней;
-расширить знания о значении лекарственных растений, овощей, фруктов. Познакомить с понятием «витамины».
-дать сведения о государственном документе: «Конвенция о правах ребёнка».
Развивающая:
- развивать воображение и умение отображать свой замысел.
Воспитательная:
- воспитывать желание заботиться о своём здоровье.
Методические приёмы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, музыкальная пауза (слушанье П.Чайковского « Болезнь куклы ») оздоровительная физкультурная минутка.
Предварительная работа: привитие детям гигиенических навыков; беседы с детьми о пользе зарядки; чтение художественной и познавательной литературы по теме; рассматривание иллюстраций о праве на медицинский уход, право на отдых, право на собственное мнение; беседы о лекарственных растениях; оформление с детьми гербария и тематического альбома «Лекарственные травы».
Ход:
Дети, вы любите сказки?
Сегодня вы услышите сказочную историю о том, что однажды случилось в государстве «Неболейка», в одном из лучших его королевств – королевстве «Растений» и станете участниками этой сказочной истории.
Как называется государство, в котором вы живёте? А город?
А мы сейчас отправимся в сказочное государство «Неболейка» (под музыкальное сопровождение прошли друг за другом к доске с наглядным материалом).
Что вы увидели? (карта и герб государства)
Кто живёт в Королевстве растений?
В Королевстве растений много ягод, фруктов, овощей, лекарственных трав, которые помогают его жителям быть здоровыми, красивыми, весёлыми. Жили в этом Королевстве два брата Алёша и Кеша. Мальчики они были неплохие: маме помогали, игрушки за собой убирали, животных не обижали, по утрам зарядку делали. Только вот беда – Кеша во время еды всегда капризничал «Не хочу, не буду! Кашу не люблю, суп невкусный! ». И мама решила: будь по- твоему! Не хочешь есть – не надо! Увидишь, что может случиться!
(показ иллюстраций здорового ребёнка и больного)
Как вы думаете, на какой картинке Алёша? Пофантазируйте и расскажите какой он? (Это Алёша. У него румяные щёки, крепкая, стройная фигура, он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, по утрам делает зарядку, соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи, он знает, что полезно, а что вредно для здоровья)
Дети, а каким изображен Кеша? (Это Кеша)
Он худой, с кривой осанкой и хромой походкой ,Кеша стал болезненным ребёнком, у него стало мало сил, Не играет, не помогает, сидит дома и слушает только грустную музыку.(музыка П.Чайковского «Болезнь куклы»).
«Суп не ест ,не любит щи,
Исхудал как ,посмотри!
Вышел на тропинку –
Сбила с ног пылинка.
По дороге зашагал,
Дунул ветер – он упал.
Кешка – малоешка, ты иди - поешь – ка!
Вам хотелось бы быть таким же, как Кеша?
Узнала королева Простуда, что обессилел Кеша и тут как тут! Приказала своей свите – Кашлю, Насморку, Высокой температуре – схватить ослабевшего мальчика и доставить в королевство Простуды. Схватили они Кешу, а он и не сопротивляется – слабым стал. Нужно догнать их и освободить мальчика! Но по какой тропе они побежали? Здесь так много следов! ( высказывания детей). А вы помните, вместе с Кашлем и Насморком бежит Высокая температура, которая оставляет горячие следы .Где они? Найдите!(под музыкальное сопровождение идут по тропинке наступая на следы из красного картона )
Дети, а вы не забыли, где мы находимся? (в Королевстве растений ) Да! Здесь живёт наш добрый доктор Айболит, хозяин Зелёной аптеки. Вот эта тропинка нас к нему и привела. Сейчас мы вспомним, какие растения помогут избавиться от высокой температуры.( показ гербария и картинок :липа, малина, шиповник, столетник).
Ребята, кто знает ,что такое витамины?
«Вита» в переводе с греческого языка означает - «жизнь». Это значит, витамины очень ценные вещества. Где их можно найти? (ответы детей).
Я предлагаю пройти по тропинке королевства растений и узнать. (подходят к сшитому пособию «Перчатки – витаминки». Вот какие волшебные перчатки! Витамины живут в разных продуктах питания, поэтому важно кушать не только то, что вам нравится, но и не отказываться от других продуктов. Давайте познакомимся с ними поближе.
Пожалуй, самый важный витамин «А».
«Я витамин « А», живу в морковке, в сливочном масле. Да – да! И там и там! Ещё меня вы найдёте во многих овощах и фруктах красного и оранжевого цвета. Отгадайте, в каких? (апельсин, мандарин, абрикос, помидор, тыква, красный сладкий перец). Меня называют витамином роста и зрения. Найдите на подносе овощи и фрукты в которых живёт витамин «А» и сложите их в корзинку.
А вот это витамин «С».
Он живёт в смородине, яблоках , луке, лимоне. Именно эти продукты надо кушать, чтобы не уставать, быть сильными.
А этот витамин «В»- молчит. Наверно он обиделся на вас за то, что вы чёрный хлеб недоедаете, а иногда и вовсе не едите! Когда в организме нет витамина «В» человек плохо спит, много плачет и сердце у него кое - как работает.
Спасая Кешу, мы с вами узнали много полезного!
(как бороться с болезнями при помощи растений). Ребята, мальчика мы пока ещё не выручили и сейчас продолжим свой путь по тропинке. (идут под музыкальное сопровождение друг за другом и подходят к мольберту с кроссвордом.)
Чтобы Простуда со своей свитой исчезла, нам нужно отгадать кроссворд:
-как одним словом называют растения, которые растут на огороде? (овощи)
-из цветов этого дерева можно заварить лечебный отвар от высокой температуры (липа)
-это очень большой овощ, который в сказке «Золушка» превращается в карету и содержит витамин «А»
-соком этого лекарственного растения лечат насморк и кашель, живёт цветок много-много лет (столетник)
-в этом кислом, но очень полезном фрукте с жёлтой кожурой много витамина «С»(лимон)
- в этом овоще много витамина роста и зрения – витамина « А». О нём вам загадка: «Сидит красная девица в темнице, а коса на улице».
-ягоды, листья и ветки этого растения можно использовать для снижения высокой температуры (малина)
-как одним словом называются плоды, которые созревают на деревьях в саду? (фрукты)
(зашифровано по горизонтали «Витамины»)
(Звучит волшебная мелодия. Закончилось наше путешествие по тропинкам Королевства растений, а
Кеше мы пожелаем есть много полезных продуктов, в которых много витаминов.
А сейчас выполним физкультурную минутку (инсценирование текста с движениями):
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть.
Чтобы прыгать, наклоняться,
Песни петь, дружить , смеяться!
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых ранних лет уметь!
(дети садятся полукругом на стулья у мольберта).
Ребята, давайте присядем и вспомним, что такое здоровье? (сила, ловкость, ум, хорошее настроение.)
Что нужно, чтобы поддерживать своё здоровье?
Знаете ли вы пословицы о здоровье? (здоровье – лучшее богатство, в здоровом теле – здоровый дух, здоровому – всё здорово).
Откуда берутся болезни?
Ребята, есть такой государственный документ «Конвенция о правах ребёнка» и там записано : Ребёнок имеет право на медицинский уход. (показ на мольберте картинок из сказки « Золушка »). Заболеть можно и от непосильного труда. Посмотрите, какая Золушка уставшая. Что мы можем ей посоветовать? (отдохнуть)
А Золушка не знает, что такое отдых, давайте расскажем ей каким он может быть…(все встали в круг и передавая мяч – высказываются).
А как вы отдыхаете? Для сохранения здоровья важно не только правильно питаться, но и активно отдыхать – путешествовать с родителями, играть в подвижные игры, ходить в спортивные секции.
Давайте вернёмся в наш детский сад из сказочного государства «Неболейка» (под музыкальное сопровождение идут друг за другом и неожиданно обнаруживают «Цветик – семицветик». Дети, цветок напоминает картинками на лепестках ,кто заботится о вашем здоровье.
Пречислим: Родители, Воспитатели, Врачи, Строители, Повара, Тренеры …
Рефлексия. Что вам понравилось в нашем путешествии?