Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»
Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ
по формированию целостной картины мира в старшей группе:
«Зимующие птицы»
Подготовила и провела:
воспитатель Соколова О.Г.
Вологда
Программное содержание:
- Формировать представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между живой и неживой природой на примере сезонного поведения птиц, между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
- Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, расширять словарный запас.
- Упражнять в умении выразительно рассказывать, слушать музыку природы. Вспомнить дни недели.
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.
Региональный компонент: воспитывать любовь к поэзии Вологодских поэтов, знакомить с ней.
Оборудование: кормушка, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись (пение птиц – музыкальные инструменты), геометрические фигуры для индивидуальной работы, белые листы бумаги, шишки (раскрывшиеся и нераскрывшиеся), клей (карандаш).
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», рисование птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»:
Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели
А выдержат мороз?
Показать свиристеля и свирель, дать послушать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Ответы детей:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами? Назовите их.
Ответы детей:
Воспитатель: А почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? (Подвести к ответу, что причиной является отсутствие пищи (голод)).
Ответы детей:
Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам перенести голод?
Ответы детей:
Воспитатель просит детей угадать, что спрятано под платком. (Новая кормушка)
Воспитатель: Вот для птичек новая столовая. Какое стихотворение про птичью столовую мы знаем? Давайте вспомним его.
Новая столовая (по ролям)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний
Путешественник – скворец
Вот и песенке конец.
В руках у детей иллюстрации птиц.
Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему? (Скворец)
Ответы детей:
Пальчиковая гимнастика: Проворонила ворона вороненка
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте и расскажите, что вы знаете об этих птицах.
Я по дереву стучу
Червяка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Все равно ты будешь мой.
Вывесить иллюстрации (дятел)
Рассказ детей о дятле.
Воспитатель: А вот как звук дятла передают музыкальные инструменты.
(аудиозапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка»)
Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Клё – клее - клё – поет со свистом. (Клёст)
Воспитатель вывешивает иллюстрации, показывает шишки ели.
Рассказ детей о клесте.
Воспитатель: Сделать вывод о том, что клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Есть корм (семена ели).
Психофизическая гимнастика: «Согреем птенца»
Представьте, что у вас в руках маленький бескрылый птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.
Чик – чирик! К зернышкам прыг.
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей).
Воспитатель: Про жизнь зимой воробья очень хорошо написал наш Вологодский поэт Н.Рубцов:
Чтение стихотворения (ребенок).
Чуть живой. Не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей-
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
Физкультминутка:
Среди белых голубей (круг)
Скачет шустрый воробей (скачет в кругу).
Воробушек – пташка,
Серая рубашка.
Откликайся воробей (пытается вылететь из круга)
Вылетай-ка, не робей! ( дети не пускают)
Задание:
Выложи птичку из геометрических фигур (аппликация)
Закрепление:
Воспитатель:
О ком сегодня мы говорили на занятии?
Почему птицы остаются у нас зимовать?
Как мы можем помочь птицам зимой?
Воспитатель: Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло
Не богаты их корма –
Горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.