Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 172
Конспект образовательной деятельности с детьми
подготовительной группы
Тема: «Вода и мы»
Воспитатель
Сорокина Анна Константиновна
Ярославль 2015
Тип ситуации:«Открытие нового знания»
Тема:«Вода и мы»
Основная цель: Формирование представлений о воде, как о жизненной необходимости и её отрицательных последствиях.
Задачи:
Обучающие:
- Ø Дать детям знания о том, что вода может быть как жизненно-необходимой, так и наносить человечеству вред.
- Ø Дать представление о свойствах солёной воды.
- Ø Формировать представления о некоторых материалах и их способностях удерживаться на воде, погружаться в воду, погружаться не сразу.
- Ø Закреплять умение соотносить символ с объектом на схеме.
- Ø Закрепить умения работать с водой и стеклянной посудой.
Развивающие:
- Ø Развивать психические процессы:
- Зрительное внимание,
- наблюдательность,
- Знаковое мышление,
- Словесно-логическое мышление.
- Ø Развивать речь.
- Ø Развивать познавательную активность детей.
- Ø Развивать навыки проведения опытов.
Воспитательные:
- Ø Воспитывать навыки:
- Сотрудничества,
- Взаимодействия,
- Ответственности,
- Активности,
- Инициативности,
- Соблюдать необходимые меры безопасности при работе с водой и стеклянной посудой.
Оборудование:
- Магнитная доска,
- Банка с водой – 3 шт.,
- Перепелиные яйца – 3 шт.
Раздаточный материал:
- Комплект для экспериментирования «Тонет – не тонет» (железо – гайка, камень, деревяшка, резинка, вата, перо) – по количеству пар.
- Ёмкости с водой для эксперимента «Тонет – не тонет» - по количеству пар.
- Таблицы с символами для экспериментирования «Тонет – не тонет».
Демонстрационный материал:
- Картинки с изображением (тушение пожара, полив растений, чистка зубов, принятие душа, чаепитие, наводнение, шторм, ржавчина металла, воронка в водоеме).
Предварительная работа:
- Знакомство с некоторыми правилами поведения на воде
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков с изображением профессий (пожарный, садовник, повар, прачка),
- Рассматривание картины Айвазовского «Девятый вал»,
- Чтение детской литературы:
- В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк»,
- С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,
- С. Козлов «Чёрный омут»,
- Перевод З. Задунайской «Почему кот моется после еды».
- Исследовательская деятельность с водой (опыты)
Прогнозируемые результаты:
- Расширились знания о свойствах некоторых предметов, явлений природы,
- Повысилась познавательная активность к проведению опытов.
- Умеют работать в паре, договариваясь.
- Умеют делать выводы и обобщения.
- Умеют бережно относиться к воде.
Ход:
- 1. Введение в игровую ситуацию:
Цель:Создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
- Ситуация, включающая детей в игровую деятельность,
- Обращение к личному опыту детей,
- Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
В: - Ребята, мне Настя прочитала стихотворение. Хотите его послушать?
Д: Ответы детей.
Настя читает стихотворение.
Наша Ира встала рано –
Не умыться из-под крана.
В кране кончилась вода,
Значит, в дом пришла беда.
Если кончилась водица,
Нашей Ире не умыться.
Не умыться никому
Почему? Да потому:
Наш Андрюшка кран открыл,
А закрыть его забыл.
Всех соседей затопил,
Тёти, дяди прибежали
И Андрюшку наказали:
Перекрыли все краны,
В доме нет теперь воды.
В: -Ребята, скажите, случалось ли так, что в ваших кранах тоже не текла вода?
Д: Ответы детей.
В: -Какие трудности испытывала ваша семья?
Д: Ответы детей.
В: -Так для чего вам была нужна вода?
Д: Ответы детей.
В: - Что тогда вам и вашим родителям приходилось делать?
Д: Ответы детей.
В: -Можно сказать, что вода нам необходима?
Д: Ответы детей.
- 2. Актуализация в игровой ситуации:
Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия новых знаний.
В: -Да, вода наш помощник. А всегда ли вода приносит нам пользу? Может ли вода нанести вред?
Д: Ответы детей.
Детям предлагается пройти к магнитной доске, расчерченной на 2 половины.
В: -Давайте ещё раз вспомним для чего нам необходима вода.
Игра «Разные стороны воды».
Перечисляя, детям предлагается выбрать соответствующую картинку с изображением: «Тушение пожара», «Полив растений», «Мытье рук», «Готовка обеда», «Стакан воды», которые они вешают на одну сторону доски.
В: -Ребята, вы согласны, что в некоторых случаях без воды не обойтись?
Д: Ответы детей.
Возможно, дети предложат ещё варианты ответов на вопрос «Для чего нужна вода?»
В: -А в каких случаях вода может навредить?
Д: Ответы детей.
Отвечая, дети получают соответствующую картинку и крепят её на другую часть доски. Если дети дали не все варианты ответов, воспитатель дополняет сам, предлагая детям повесить остальные картинки. Последней вешается картинка с изображением воронки в реке или спасение утопающего.
- 3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, поведения их в причине затруднения.
В: - Дети, все мы знаем, чтобы не утонуть, надо научиться плавать. А где лучше всего учиться плавать?
Д: Ответы детей.
В: - Чем отличается вода в море от воды в реке или в бассейне?
Д: Ответы детей.
В: -А вы знаете, что соленая вода лучше держит тело, чем пресная вода в реке.
- 4. Открытие нового знания.
Цель: Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
В: -Почему лучше плавать учиться в море?
Д: Ответы детей.
В: -Что же нам надо для того, чтобы узнать: Действительно ли это так?
Д: Ответы детей.
В: -Тогда проходите в экспериментальную лабораторию и внимательно смотрите.
Эксперимент №1
В: -Берём две стеклянные банки и наполняю их водой из-под крана.
Какая вода в банках?
Д: Ответы детей.
В: -Третья банка остаётся пустой. В одну банку с водой кладём 2-3 столовые ложки соли и тщательно размешиваем. В банки с солёной водой и пресной водой опускаем по одному перепелиному яйцу. И что же происходит?
Д: Ответы детей.
В: –А как вы думаете, если в третью - пустую банку налить воды из двух банок в одинаковом количестве и положить туда яйцо, что же с ним произойдет?
Д: Ответы детей.
В: - Давайте поэкспериментируем. (воспитатель смешивает воду из двух банок и опускает перепелиное яйцо.) Прав тот, кто сказал, что яйцо будет плавать в середине банки. Почему так произошло?
Д: Ответы детей.
В: -Значит, какой можно сделать вывод?
Д: Ответы детей.
В: -Так, что нового мы узнали о воде?
В: - Ребята, вы устали в нашей экспериментальной лаборатории. Давайте немного разомнемся?
Д: Ответы детей.
Динамическая пауза: «У моря»
К берегу бежит волна,(гибкие движения правой рукой)
Вслед за ней ещё одна.(левая рука те же движения)
Эта – выше,(высокая волна правой рукой, пониже левой рукой)
Эта – ниже,
Эта вовсе не видна. (глаза прикрыть)
А на берегу морском
Будем мы играть песком.(собирать невидимый песок в ладони, высыпаем его.)
Будем башня из песка
Как до неба высока.
5.Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания. Включение его в систему знаний.
В: -Ребята, в нашей экспериментальной лаборатории хочу поделиться ещё одним секретом. Существуют предметы, которые не утонут ни в какой воде – ни в пресной, ни в соленой. А есть предметы, которые не удержат даже самое соленое море. Как вы думаете, что это за предметы?
Д: Ответы детей.
В: -Правильно. А что останется на плаву всегда?
Д: Ответы детей.
В: -Предлагаю пройти в следующую лабораторию. Что вы видите перед собой? (Дети осматривают, ощупывают предложенные предметы: резиновый шарик, деревянный кубик, железную скрепку, кусок ткани, перо) . Что с помощью всего этого мы можем узнать?
Д: Ответы детей .
В: -Правильно, давайте разобьёмся на пары и узнаем это.
Эксперимент №2 «Тонет - не тонет»
Цель: закрепить умение соотносить символы с объектами в таблице.
На каждую пару детей по одному набору, состоящему из разных предметов (камень, гайка, деревянный кубик, вата, перо, резинка), по одной стеклянной банке с водой и по одной таблице с символами данных предметов, в которой они сами будут делать отметки, и по одному синему карандашу.
В: -Ребята, решите, кто в вашей паре будет работать с водой и предметами, а кто будет заполнять таблицу.
Один ребёнок из каждой пары поочередно опускает предметы. Вместе наблюдают за ним. За тем другой ребёнок делает отметку в таблице. Например, если железная гайка утонула – значит, символ гайки закрашивается полностью синим карандашом. Если деревянный кубик не утонул – значит, символ в таблице не закрашивается. По окончанию эксперимента берется таблица любой пары и на наглядном примере делается проверка вместе со всеми детьми.
В: -Молодцы, ребята!. Вы справились с заданием?
Д: Ответы детей.
6. Итог.
Цель: организация рефлексии и самооценки деятельности.
В: –Ребята, давайте снимем фартуки и отправимся обратно в д/с. Таблицы возьмем с собой.
В: -Где сегодня мы были?
Д: Ответы детей.
В: -Для чего мы отправились туда?
Д: Ответы детей.
В: -Молодцы, ребята!. Вы справились с заданием?
Д: Ответы детей.
В: -Как вы думаете почему?
Д: Ответы детей.
В: -Нам могут пригодиться эти знания?
Д: Ответы детей.
В: -Это очень важные знания. Они пригодятся вам. С кем мы можем поделиться этими знаниями?
Д: Ответы детей.
В: -Мне очень приятно, что любите узнавать новое, умеете дружно работать в паре. Спасибо!
В: Спросите у наших гостей, интересно ли было им с нами.
Литература:
1.Сборник методических материалов для ДОУ. «Сохраним мир в капле чистой воды». Составитель Горбина Е.В. под редакцией Нилова В.И.
2. «Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе». Т.М.Бондаренко.
3.Экологические занятия с детьми 5-6 лет.; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ в 2004 году. Т.М.Бондаренко Т.М.
4.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в ДОУ,-М, 2007 г.