Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 557 Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Вода и мы"

Опубликовано 01.02.2016

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 172

 

Конспект образовательной деятельности с детьми

 подготовительной группы

Тема: «Вода и мы»

 

Воспитатель

Сорокина Анна Константиновна


Ярославль 2015

                                            

Тип ситуации:«Открытие нового знания»

Тема:«Вода и мы»

Основная цель: Формирование представлений о воде, как о жизненной необходимости и её отрицательных последствиях.

Задачи:

Обучающие:

  • Ø Дать детям знания о том, что вода может быть как жизненно-необходимой, так и наносить человечеству вред.
  • Ø Дать представление о свойствах солёной воды.
  • Ø Формировать представления о некоторых материалах и их способностях удерживаться на воде, погружаться в воду, погружаться не сразу.
  • Ø Закреплять умение соотносить символ с объектом на схеме.
  • Ø Закрепить умения работать с водой и стеклянной посудой.

Развивающие:

  • Ø Развивать психические процессы:
    • Зрительное внимание,
    • наблюдательность,
    • Знаковое мышление,
    • Словесно-логическое мышление.
    • Ø Развивать речь.
    • Ø Развивать познавательную активность детей.
    • Ø Развивать навыки проведения опытов.

Воспитательные:

  • Ø Воспитывать навыки:
  • Сотрудничества,
  • Взаимодействия,
  • Ответственности,
  • Активности,
  • Инициативности,
  •  Соблюдать необходимые меры безопасности при работе  с водой и стеклянной посудой.

 

Оборудование:

  • Магнитная доска,
  • Банка с водой – 3 шт.,
  • Перепелиные яйца – 3 шт.

 

Раздаточный материал:

  • Комплект для экспериментирования «Тонет – не тонет» (железо – гайка, камень, деревяшка, резинка, вата, перо) – по количеству пар.
  • Ёмкости с водой для эксперимента «Тонет – не тонет» - по количеству пар.
  • Таблицы с символами для экспериментирования «Тонет – не тонет».

 

Демонстрационный материал:

  • Картинки с изображением (тушение пожара, полив растений,   чистка зубов, принятие душа, чаепитие, наводнение, шторм, ржавчина металла, воронка в водоеме).

 

Предварительная работа:

 

  • Знакомство с некоторыми правилами поведения на воде
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков с изображением профессий (пожарный, садовник, повар, прачка),
  • Рассматривание картины Айвазовского «Девятый вал»,
  • Чтение детской литературы:
  • В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк»,
  • С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,
  • С. Козлов «Чёрный омут»,
  • Перевод З. Задунайской «Почему кот моется после еды».
  • Исследовательская деятельность с водой (опыты)

 

Прогнозируемые результаты:

 

  • Расширились знания о свойствах некоторых предметов, явлений природы,
  • Повысилась познавательная активность к проведению опытов.
  • Умеют работать в паре, договариваясь.
  • Умеют делать выводы и обобщения.
  • Умеют бережно относиться к воде.

 

Ход:

 

  1. 1.     Введение в игровую ситуацию:

Цель:Создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

  • Ситуация, включающая детей в игровую деятельность,
  • Обращение к личному опыту детей,
  • Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

 

В:  - Ребята, мне Настя прочитала стихотворение. Хотите его послушать?

Д:  Ответы детей.

Настя читает стихотворение.

Наша Ира встала рано –

Не умыться из-под крана.

В кране кончилась вода,

Значит,  в дом пришла беда.

Если кончилась водица,

Нашей Ире не умыться.

Не умыться никому

Почему? Да потому:

Наш Андрюшка кран открыл,

А закрыть его забыл.

Всех соседей затопил,

Тёти, дяди прибежали

И Андрюшку наказали:

Перекрыли все краны,

В доме нет теперь воды.

В: -Ребята, скажите, случалось ли так, что в ваших кранах тоже не текла вода?

Д: Ответы детей.

В: -Какие трудности испытывала ваша семья?

Д: Ответы детей.

В: -Так для чего вам была нужна вода?

Д: Ответы детей.

В: - Что тогда вам и вашим родителям приходилось делать?

Д: Ответы детей.

В: -Можно сказать, что вода нам необходима?

Д: Ответы детей.

  1. 2.            Актуализация в игровой ситуации:

Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия новых знаний.

 

В: -Да, вода наш помощник. А всегда ли вода приносит нам пользу? Может ли вода нанести вред?

Д:  Ответы детей.

Детям предлагается пройти к магнитной доске, расчерченной на 2 половины.

В: -Давайте ещё раз вспомним для чего нам необходима вода.

    Игра «Разные стороны воды».

Перечисляя, детям предлагается выбрать соответствующую картинку с изображением: «Тушение пожара», «Полив растений», «Мытье рук», «Готовка обеда», «Стакан воды», которые они вешают на одну сторону доски.

В: -Ребята, вы согласны, что в некоторых случаях без воды не обойтись?

Д:  Ответы детей.

Возможно, дети предложат ещё варианты ответов на вопрос «Для чего нужна вода?»

В: -А в каких случаях вода может навредить?

Д:  Ответы детей.

Отвечая, дети получают соответствующую картинку и крепят её на другую часть доски. Если дети дали не все варианты ответов, воспитатель дополняет сам, предлагая детям повесить остальные картинки. Последней вешается картинка с изображением воронки в реке или спасение утопающего.

  1. 3.     Затруднение в игровой ситуации.

Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, поведения их в   причине затруднения.

В: - Дети, все мы знаем, чтобы не утонуть,  надо  научиться плавать. А где лучше всего учиться плавать?

Д:  Ответы детей.

В: - Чем отличается вода в море от воды в реке или в бассейне?

Д:  Ответы детей.

В: -А вы знаете, что соленая вода лучше держит тело, чем пресная вода в реке.

  1. 4.     Открытие нового знания.

Цель: Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

 

В: -Почему лучше плавать учиться в море?

Д:  Ответы детей.

В: -Что же нам надо для того, чтобы узнать: Действительно ли это так?

Д:  Ответы детей.

В: -Тогда проходите в экспериментальную лабораторию и внимательно смотрите.

    Эксперимент №1

В: -Берём две стеклянные банки и наполняю их водой из-под крана.

Какая вода в банках?

Д:  Ответы детей.

В: -Третья банка остаётся  пустой. В одну банку с водой  кладём 2-3 столовые ложки соли и тщательно размешиваем. В  банки с солёной водой и пресной водой  опускаем по одному перепелиному яйцу. И что же происходит?

Д:  Ответы детей.

В: –А как вы думаете, если в третью - пустую банку налить воды из двух банок в одинаковом количестве и положить туда яйцо, что же с ним произойдет?

Д:  Ответы детей.

В: - Давайте поэкспериментируем. (воспитатель смешивает воду из двух банок и опускает перепелиное яйцо.) Прав тот, кто сказал, что яйцо будет плавать в середине банки. Почему так произошло?

Д:  Ответы детей.

В: -Значит, какой можно сделать вывод?

Д:  Ответы детей.

В: -Так, что нового мы узнали о воде?

В: - Ребята, вы устали в нашей экспериментальной лаборатории. Давайте немного разомнемся?

Д:  Ответы детей.

Динамическая пауза: «У моря»

 

К берегу бежит волна,(гибкие движения правой рукой)

Вслед за ней ещё одна.(левая рука те же движения)

Эта – выше,(высокая волна правой рукой, пониже левой рукой)

Эта – ниже,

Эта вовсе не видна. (глаза прикрыть)

А на берегу морском

Будем мы играть песком.(собирать невидимый песок в ладони, высыпаем его.)

Будем башня из песка

Как до неба высока.

5.Включение нового знания в систему знаний.

  Цель: Закрепление у детей нового знания. Включение его в систему знаний.                                      

 

В: -Ребята, в нашей экспериментальной лаборатории хочу поделиться ещё одним секретом. Существуют предметы, которые не утонут ни в какой воде – ни в пресной, ни в соленой. А есть предметы, которые не удержат даже самое соленое море. Как вы думаете, что это за предметы?

Д:  Ответы детей.

В: -Правильно. А что останется на плаву всегда?

Д:  Ответы детей.

В: -Предлагаю пройти в следующую лабораторию. Что вы видите перед собой? (Дети осматривают, ощупывают предложенные предметы: резиновый шарик, деревянный кубик, железную скрепку, кусок ткани, перо) . Что с помощью всего этого мы можем узнать?

Д: Ответы детей .

В: -Правильно, давайте разобьёмся на пары и узнаем это.

    Эксперимент №2 «Тонет - не тонет»

Цель: закрепить умение соотносить символы с объектами в таблице.

На каждую пару детей по одному набору, состоящему из разных предметов (камень, гайка, деревянный кубик, вата, перо, резинка), по одной стеклянной банке с водой и по одной таблице с символами данных предметов, в которой они сами будут делать отметки, и по одному синему карандашу.

В: -Ребята, решите, кто в вашей паре будет работать с водой и предметами, а кто будет заполнять таблицу.

Один  ребёнок из каждой пары поочередно опускает предметы. Вместе наблюдают за ним. За тем другой ребёнок делает отметку в таблице. Например, если железная гайка утонула – значит, символ гайки закрашивается полностью синим карандашом. Если деревянный кубик не утонул – значит, символ в таблице не закрашивается. По окончанию эксперимента берется таблица любой пары и на наглядном примере делается проверка вместе со всеми детьми.

В: -Молодцы, ребята!. Вы справились с заданием?

Д:  Ответы детей.

6. Итог.

Цель: организация рефлексии и самооценки деятельности.

В: –Ребята, давайте снимем фартуки и отправимся обратно в д/с. Таблицы возьмем с собой.

В: -Где сегодня мы были?

Д:  Ответы детей.

В: -Для чего мы отправились туда?

Д:  Ответы детей.

В: -Молодцы, ребята!. Вы справились с заданием?

Д:  Ответы детей.

В: -Как вы думаете почему?

Д:  Ответы детей.

В: -Нам могут пригодиться эти знания?

Д:  Ответы детей.

В: -Это очень важные знания. Они пригодятся вам. С кем мы можем поделиться этими знаниями?

Д:  Ответы детей.

В: -Мне очень приятно, что любите узнавать новое, умеете дружно работать в паре. Спасибо!

В: Спросите у наших гостей, интересно ли было им с нами.

 

 

Литература:

1.Сборник методических материалов для ДОУ. «Сохраним мир в капле чистой воды». Составитель Горбина Е.В. под редакцией Нилова В.И.

        2. «Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе». Т.М.Бондаренко.

     3.Экологические занятия с детьми 5-6 лет.; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ в 2004 году.  Т.М.Бондаренко Т.М.

   4.Методика организации  экологических наблюдений и экспериментов в ДОУ,-М, 2007 г.