Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 543 Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобщения их к народной культуре.

Опубликовано 26.01.2016

   

Чугунова Лариса Николаевна

МБДОУ д\ с № 14»Сказка»,

Челябинская область, г.Верхний Уфалей.

Музыкальный руководитель

 

 

   Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобщения

                                      их к народной культуре.

    В связи со вступлением в силу федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, основное содержание области «Музыка» теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

    Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества.  Ценность его в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт. Народная музыка не только обогащает душу ребенка, но и развивает творческие способности детей.
    Актуальность данной темы - в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип дает возможность детям в течение нескольких лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.  Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решить многие задачи воспитания и совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, и вносят что-то своё, так развивается творчество ребёнка.

    Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности. Поэтому я веду эту работу в нескольких направлениях. Это развитие художественно-творческих способностей детей в пении, танцах, музыкальных играх, которые объединяют и песню и танец, и в игре на музыкальных инструментах.

   Пение – одно из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающее большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного и творческого развития. 

  Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых фольклорных форм – это большой и своеобразный раздел фольклора, превосходный материал для развития у детей умений музыкально-игровой импровизации.  Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляет малышам настоящую радость. Через исполнение простых попевок, а потом более сложных мелодий, по мере подрастания дети готовятся к исполнению более сложных песен.

    Поэтому, прежде чем брать целые песни с развернутым сюжетом, нужно использовать коротенькие прибаутки, потешки, колыбельные. Так как народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, они удобны для детского голоса. Объем звуков простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса.

    Например, песня «Петушок» построена на четырех звуках. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают песню ценным средством художественно-эстетического воспитания детей.
   Огромные возможности для творчества детей таят в себе русские народныепесни-игры. Они развивают способности детей к самым различным видам художественно-творческой деятельности. Например, песня «Как у наших у ворот», в которой и муха и стрекоза с муравьём и поют и пляшут, каждый ребёнок изображает это по своему.

   При разучивании любой народной песни очень важно привлечь внимание детей к ее музыкально-поэтическим образам, это может быть для ребенка естественным побудителем к творческим действиям. Перед выполнением каждого творческого задания нужно пробудить в детях воображение.

   Для создания более яркого музыкального образа, используются народные музыкальные инструменты. Уже в младшей группе у ребенка возникает интерес к ним. Конечно, в этом возрасте малыши не воспроизводят нужный ритм, но огромное желание играть на инструменте приводит их в восторг.

   Встреча с народной музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Для наиболее сильного воздействия я использую народную музыку в сочетании со стихами, живописью, прикладным творчеством, хореографией. Поэтому нужно проводить интегрированные музыкальные занятия по приобщению дошкольников к народной культуре и творчеству.На занятиях использовать метод художественно-творческого поиска: например, укрась музыку звучанием подходящего инструмента.

   Так, на одном из занятий мы слушали «Камаринскую» М. Глинки. И дети сами придумывали рассказы об этой музыке: «Мужички сидят в деревне на лавочке. Вдруг один взял гармошку и заиграл сначала тихим, грустным звуком, а другой взял балалайку и начал играть задорно, весело, быстро так, что все остальные заплясали».
  Затем можно предложить оформить свой рассказ. Под эту музыку дети играли на народных музыкальных инструментах, сами придумывали ритмический рисунок мелодии и свой танец. Затем можно включить «Камаринскую» в один из народных праздников.  
  В своей работе большое внимание нужно уделять образному и игровому танцу, поскольку именно они развивают самостоятельное творчество детей.
  Есть немало народных хороводных песен, движения к которым нетрудно найти самим детям. Знакомая всем песня «Земелюшка-чернозем». Мелодия лиричная, мягкая, текст, насыщенный действиями («березка выросла», «рвали цветы», «плели венки»), богатый народными ласкательно-уменьшительными названиями («землюшка», «травонька»), подсказывает плавные движения.
  Выразительное исполнение, беседа о содержании и характере музыки и поэтического текста – вот основные приемы, подготавливающие детей к придумыванию хороводных движений. Игровые, хороводные песни – это богатое разнообразие для детского творчества.

  Какой красивый танец придумали девочки подготовительной группы! И этому способствовала нежная лирическая песня «Во поле береза стояла».  Каждой части музыки соответствовало своё танцевальное движение по тексту песни. Этот танец можно включить в «Троицу».
  Работая над народной песней, танцем, игрой, видно, как раскрывается в детях душа. Дети соприкасаются с фольклорным материалом на протяжении всего учебного года, он тесно переплетается с классикой и современностью. Тема прославления родного прошлого является очень значимой во всей работе, самое главное, стараться помочь детям самим искать способы выражения характера народной музыки через свое исполнительское творчество.

  Как вершина творческих достижений – это участие детей в фольклорных праздниках. Именно там они применяют всё свое умение, творчество в любом виде деятельности по своему выбору, без лишних физических и психологических нагрузок.  

  Для успешного развития детей, необходима заинтересованность и поддержка родителей. Их нужно привлекать в участие в народных праздниках, играх, что доставляет особую радость детям. Родители с удовольствием принимают в них участие.

 С целью создать творческую атмосферу и в группах, совместно с воспитателями были оборудуются музыкальные уголки в народном стиле, подобираются музыкальные инструменты, атрибуты ряжений. Также воспитатели и младшие воспитатели привлекаются к участию в разработке народного праздника или развлечения, участвуют в подготовке и часто сами выступают в качестве главных героев.

   «Ярмарка», «Кузьминки», «Капустник», «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица» - эти фольклорные праздники стали традиционными для нашего детского сада.

  Остановлюсь подробнее на нескольких. «Кузьминки» – весёлый осенний праздник, 14 октября, в честь святых Кузьмы и Демьяна. Эти святые - покровители любой работы, особенно, кузнечного дела. А чтобы работа спорилась весь год, их зовут в дом: «Кузьма и Демьян, идите жить к нам!» 

    Этому празднику предшествует большая подготовка. На интегрированном занятии можно сделать кукол – закруток, сворачивая куклы – закрутки, мы напевали протяжные народные песни по выбору детей. Затем можно сочинить куклам колыбельные, которые потом спеть на самом празднике, разыграть сценки с этими куклами, а потом продолжать играть с ними в группах. Мальчишки песней «Во кузнице» показывают, какие они удалые кузнецы. Для этого заранее на музыкальном занятии мальчики придумывают движения для кузнецов.

    Капустник проходит обычно в начале ноября, праздник посвящён урожаю, особенно капусте. Обилие игр с родителями: «Плетень», «У Варвары», «На горе то лён» и др. Инсценируются песни «Как у наших у ворот», «Антошка».             

 Сразу после новогодних праздников, разучиваем песни- колядки, и идём к друг другу в группы с этими песенками, славим друг друга, в масках, костюмах сделанных с родителями и воспитателями!

   «Масленица» – здесь творчеству нет предела, это и изготовление чучела масленицы, народных инструментов, на которых потом можно играть, элементов костюмов. Учим заклички, частушки, игры с пением, которые инсценируются, а на улице можно построить снежные крепости, катаниея на лошадях и конечно, блины.

   «Сороки» – это праздник, когда зима встречается с весной, в день весеннего равноденствия 22 марта. Заранее, на интегрированном занятии изготовить птиц, выучить весенние заклички. Предлагаю детям придумать свою закличку с родителями, затем на празднике каждый своей закличкой закликает птиц и весну. Интересна для развития творческих способностей игра «Изобрази птицу», которую потом дети отгадывают.

   Переходим к «Пасхе», целую неделю длится праздник «Красная горка», где все играют с яйцами и вербой.

   В «Троицу» – заплетают берёзы лентами и водят хороводы.

   Ко всем этим праздникам у хорошо иметь презентации, это очень удобно, т. к. детям можно в интересной форме преподнести тот или иной народный праздник или обряд.

   Хотелось бы сказать, что народное творчество является отличным материалом, опираясь на который будут развиваться творческие музыкальные способности у детей. Народное творчество многогранно, интересно, красиво и достойно того, чтобы его изучали, помнили и знали. Мы должны знать свои корни, где бы мы ни находились.