Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 440 "Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Хохломская роспись»

Опубликовано 24.11.2015

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование

в   подготовительной к школе группе

Тема: «Хохломская роспись»

 

 

Воспитатель МБДОУ д/с №4 « Золушка»

Довгалева Галина Васильевна

 

г.Стародуб 2014г.

 

Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Хохломская роспись»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.

2. Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (, ягод, завитков, листиков,).

3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал::

Хохломская посуда;

Образцы элементов хохломской росписи;

Лист бумаги для показа способа рисования "завитка"

Для детей бумажные силуэты посуды, затонированные в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм;

Листочки для тренировки рисования "завитков";

Гуашь, беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки;.

Ход:   

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

.        

Проходите да поглядите, какая здесь у нас  посуда собрана. Она не простая. 

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

  

В. :Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Д. :Зима

В. : А какие времена года вы еще знаете? 

Д.Осень, весна, лето.

В.Дети! А посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает! 

Д.Эта посуда, узор на этой посуде напоминает осень! 

В. А почему вы так считаете? 

Д. Я считаю так потому, что эта посуда яркая, красочная, веселая  точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья одевают красочные наряды из желтых, красных, оранжевых листьев и ягод. Осень называют золотой и Хохлому тоже называют золотой.

В.Правильно, смотришь на нее и вспоминаешь такие строки:

                                 «Золотая осень, алых ягод россыпь

                                   Отголоски лета в золоте травы

                                    Рощи- перелески, шелковые всплески,

                                    Солнечно-медовая красота листвы.

.

Посмотрите внимательно и скажите вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?.

Д. Нет, не вся, есть и не расписанная..

В. : Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду и закончить работу. Поможем им закончить работу, распишем посуду?

Д. Да!

В. :Но прежде, чем мы с вами начнем рисовать, скажите, чем отличается хохломской узор от других росписей?

На какой фон мастера наносят свой узор?

Д. :На жёлтый, красный и чёрный фон.

В. :А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?

Д. : "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»

В. : А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".

Смотрите внимательно.

 

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге. 

 

Сначала начинаем рисовать концом кисти ,протягиваем тоненькую  полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем  и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти чтобы получилась тоненькая полосочка . При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. 

( После моего показа, показ и объяснение ребенком)  

В. А теперь возьмите не расписанную посуду и садитесь на свои места. Сейчас потренируйтесь рисовать на отдельных листочках которые лежат у вас на столах.

 

) .

Поупрожнялись, а сейчас мы с вами немножко отдохнём и

подготовим наши руки к основной работе.

Вот  помощники  мои,  их  как  хочешь, поверни:  (смотрим  на  раскрытые  ладони) И  вот  эдак,  и вот  так,  не  обидятся никак. (Потираем   руками)  Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)Не сидится  им  опять. (Встряхиваем кистями)Постучали, (стучим по столу) повертели  (круговые  вращения  кистью)и  работать захотели.(потираем руками)Поработают  немножко, (Хлопаем в ладоши  )мы дадим   им   отдохнуть.  (Сложили   ладони   вместе  )  Постучали, (стучим по столу)   повертели    (круговые   вращения   кистью)и   опять   обратно   в   путь. (Хлопаем в ладоши)

В. : Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.

. Давйте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

1. Сначала рисуем завитки .  

2. Намечаем  ягодки и  рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод:на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды) .

3.Чтобы наш узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить?

( рисуем листочки)

.

.

Дети рисуют.

Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.

В конце занятия анализ детских работ. 

В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, посмотрите,  какие же работы у нас получились?

 

У кого получились самые круглые "завитки",

У всех ли правильно подобран цвет ягод?

У кого получился самый настоящий хохломской узор?

В. : Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. .

Когда ваши работы высохнут мы с вами оформим выставку, чтобы все увидели, какая красота у вас получилась.

 

В А теперь давайте наведем порядок на наших столах. Наша деятельность закончена.

  

Преварительная работа.

1. Занятия по ознакомлению с окружающим

Тема :"Знакомство с историей хохломского промысла"

Тема: "Особенности хохломской росписи".

Беседы с детьми.

Откуда пошло название "Золотая хохлома"?

Каким промыслом занимаются мастера села Хохлома?

Из какого материала они изготавливают свои изделия?

Какими красками пользуются хохломичи при росписи своих изделий?

Какимие основные элементы присутствуют в хохломской росписе?

Какое настроение создают у людей эти изделия?

Рассматривание хохломской посуды, альбомов, открыток на соответствующую тему.

Набдюдение на прогулке за растениями на клумбе и обсуждение сходства и различия живой природы и стилизованного рисунка хохломы.

Проведение занятий по декоративному рисованию, предшествующих данному, на тему хохломской росписи.

1. Знакомство с простейшими элементами хохломы (осочка, травка, усики, капельки) .Упражнение в рисовании данных элементов на простых листочках.

2. Обучение рисованию "криуля"(центральной ветки) в разных её конфигурациях;

Наметить расподожение ягод (если это - гроздья, ягоды рисуются кучкой с помощью губчатых тычков) .Обучение рисованию ягод. (на отдельных листочках)

3. Рисование цветов с помощью ватных палочек. (на отдельных листочках)

4. Рисование завитков (данное занятие) .

Прослушивание русских народных мелодий, создающих ассоциативную связь музыкального произведения с изделиями золотой хохломы.