Конспект НОД
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Декоративное рисование
в подготовительной к школе группе
Тема: «Хохломская роспись»
Воспитатель МБДОУ д/с №4 « Золушка»
Довгалева Галина Васильевна
г.Стародуб 2014г.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Хохломская роспись»
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.
2. Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (, ягод, завитков, листиков,).
3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.
4. Воспитывать интерес к народным промыслам.
Материал::
Хохломская посуда;
Образцы элементов хохломской росписи;
Лист бумаги для показа способа рисования "завитка"
Для детей бумажные силуэты посуды, затонированные в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм;
Листочки для тренировки рисования "завитков";
Гуашь, беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки;.
Ход:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
.
Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
В. :Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Д. :Зима
В. : А какие времена года вы еще знаете?
Д.Осень, весна, лето.
В.Дети! А посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает!
Д.Эта посуда, узор на этой посуде напоминает осень!
В. А почему вы так считаете?
Д. Я считаю так потому, что эта посуда яркая, красочная, веселая точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья одевают красочные наряды из желтых, красных, оранжевых листьев и ягод. Осень называют золотой и Хохлому тоже называют золотой.
В.Правильно, смотришь на нее и вспоминаешь такие строки:
«Золотая осень, алых ягод россыпь
Отголоски лета в золоте травы
Рощи- перелески, шелковые всплески,
Солнечно-медовая красота листвы.
.
Посмотрите внимательно и скажите вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?.
Д. Нет, не вся, есть и не расписанная..
В. : Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду и закончить работу. Поможем им закончить работу, распишем посуду?
Д. Да!
В. :Но прежде, чем мы с вами начнем рисовать, скажите, чем отличается хохломской узор от других росписей?
На какой фон мастера наносят свой узор?
Д. :На жёлтый, красный и чёрный фон.
В. :А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?
Д. : "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»
В. : А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".
Смотрите внимательно.
Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Сначала начинаем рисовать концом кисти ,протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти чтобы получилась тоненькая полосочка . При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.
( После моего показа, показ и объяснение ребенком)
В. А теперь возьмите не расписанную посуду и садитесь на свои места. Сейчас потренируйтесь рисовать на отдельных листочках которые лежат у вас на столах.
) .
Поупрожнялись, а сейчас мы с вами немножко отдохнём и
подготовим наши руки к основной работе.
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (смотрим на раскрытые ладони) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и работать захотели.(потираем руками)Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши )мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе ) Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)
В. : Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.
. Давйте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.
1. Сначала рисуем завитки .
2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод:на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды) .
3.Чтобы наш узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить?
( рисуем листочки)
.
.
Дети рисуют.
Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.
В конце занятия анализ детских работ.
В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, посмотрите, какие же работы у нас получились?
У кого получились самые круглые "завитки",
У всех ли правильно подобран цвет ягод?
У кого получился самый настоящий хохломской узор?
В. : Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. .
Когда ваши работы высохнут мы с вами оформим выставку, чтобы все увидели, какая красота у вас получилась.
В А теперь давайте наведем порядок на наших столах. Наша деятельность закончена.
Преварительная работа.
1. Занятия по ознакомлению с окружающим
Тема :"Знакомство с историей хохломского промысла"
Тема: "Особенности хохломской росписи".
Беседы с детьми.
Откуда пошло название "Золотая хохлома"?
Каким промыслом занимаются мастера села Хохлома?
Из какого материала они изготавливают свои изделия?
Какими красками пользуются хохломичи при росписи своих изделий?
Какимие основные элементы присутствуют в хохломской росписе?
Какое настроение создают у людей эти изделия?
Рассматривание хохломской посуды, альбомов, открыток на соответствующую тему.
Набдюдение на прогулке за растениями на клумбе и обсуждение сходства и различия живой природы и стилизованного рисунка хохломы.
Проведение занятий по декоративному рисованию, предшествующих данному, на тему хохломской росписи.
1. Знакомство с простейшими элементами хохломы (осочка, травка, усики, капельки) .Упражнение в рисовании данных элементов на простых листочках.
2. Обучение рисованию "криуля"(центральной ветки) в разных её конфигурациях;
Наметить расподожение ягод (если это - гроздья, ягоды рисуются кучкой с помощью губчатых тычков) .Обучение рисованию ягод. (на отдельных листочках)
3. Рисование цветов с помощью ватных палочек. (на отдельных листочках)
4. Рисование завитков (данное занятие) .
Прослушивание русских народных мелодий, создающих ассоциативную связь музыкального произведения с изделиями золотой хохломы.