Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 228 Конспект НОД с детьми старшей группы "Обитатели воды"

Опубликовано 21.09.2015

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей  группы.

Тема : «Обитатели воды» СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Речевое развитие:

  • Ø Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
  • Ø Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  • Ø Побуждать образовывать прилагательные от существительных.

Познавательное развитие:

  • Ø Вызвать у детей познавательный интерес.
  • Ø Расширять у детей знания и представления о водных обитателях- рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
  • Ø Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)во время разгадывания загадок о рыбах.
  • Ø Закрепить математические понятия «поровну», «столько же» во время проведения дидактической игры.

Социально - коммуникативное развитие:

  • Ø Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.
  • Ø Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.

 

Художественно – эстетическое развитие:

  • Ø Развивать фантазию, воображение во время выполнения пластилинографии «Аквариум».
  • Ø Развивать мелкую моторику во время работы с шаблоном.
  • Ø Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К.Сен-Санса.

Физическое развитие:

  • Ø Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.
  • Ø Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Ход НОД.

1.Путешествие.

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.

- Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).

Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, рот есть- не говорю. (Рыба)

2.Что мы знаем о рыбах?

- Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?

- Плавают в воде;

- Имеют обтекаемое тело;

- Тело покрыто чешуей;

- Есть жабры для дыхания;

- Имеют центральную кость- позвоночник;

- Передвигаются с помощью плавников и хвоста;

- Появляются на свет из икринок.

(Ответы детей воспитатель сопровождает показом моделей)

- Чем питаются рыбы?

- Насекомыми;

- Маленькими рачками;

- Листьями и стеблями водорослей;

-ищники:

- Планктоном;

- Мелкими рыбешками;

- Икрой;

- Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.

- Как мы называем водных обитателей:

* живущих в море ? (морские);

* живущих в реке? (речные);

* в аквариуме? (аквариумные).

Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.

3.Речные рыбы.

На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. (Слайд № 1)

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Показ слайдов на интерактивной доске. Дети узнают и называют знакомых речных обитателей)

  • Ø Карась. (Слайд № 2)
  • Ø Щука. (Слайд № 3)
  • Ø Окунь. (Слайд № 4)
  • Судак. (Слайд № 5)
  • Ø Карп. (Слайд № 6)
  • Ø Сом. (Слайд № 7)

4.Морские обитатели.

Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. (Слайд № 8 )Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.

(Показ слайдов. Дети узнают и называют  знакомых морских обитателей)

  • Ø Морская звезда. (Слайд № 9)
  • Ø Морской конек. (Слайд № 10)
  • Ø Морской ёж. (Слайд № 11)
  • Ø Дельфин. (Слайд « 12)
  • Ø Кит. (Слайд № 13)
  • Ø Акула. (Слайд № 14)

5.Аквариумные рыбки.

Третий тип рыб – аквариумные. (Слайд № 15). Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  • Ø Золотые рыбки. (Слайд № 16)
  • Ø Скалярии. (Слайд № 17)
  • Ø Гурами. (Слайд № 18)
  • Ø Меченосец. (Слайд № 19)
  • Ø Телескоп. (Слайд № 20)

6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок». (Слайд № 21)

Задание: положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.

Педагог читает загадки:

v На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

v На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

Камбала- - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.

v Драчун и забияка. Живет в воде. Кости на спине. И щука не проглотит. (Ёрш)

Острые и колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

v Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

v Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.

v Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

-Молодцы, отличные домишки у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 3- синих) . Как еще можно сказать? (поровну, столько же и др.)

 7.Физминутка. (Слайд № 22)

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)

8.Пластилинография «Аквариум». (Слайд № 23)

Работа выполняется под музыку К.Сен- Санса «Аквариум»

Дети обводят шаблоны рыбки, распределяют цвета, выполняют пластилинографию, дополняют работу цветными камушками, водорослями, гротом.

9.Выставка детских работ.