Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ весеннего образца! Номинация

"Весенняя капель"

№ 191 Консультация для воспитателей "Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой"

Опубликовано 07.09.2015

 

Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой

 

Консультация для воспитателей

подготовила Цариева Н.В.

 

 Пермь

2015

Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Для детей старшего возраста организовывают более длительные наблюдения, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше. Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.

В зависимости от цели, содержания и задач занятия, для наблюдения  используются индивидуальные, групповые (4-6 человек) и фронтальные (вся группа) формы организации.

Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

- определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

- выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

- подготовка объекта к наблюдению.

- подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если птицы – кормушка, корм.

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

 

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания,  быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания. Наблюдения должны способствовать активному интеллектуально-речевому развитию детей. Для этого они должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления  рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять,  обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось целостное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.

Например, в зимнее время года наблюдения могут быть самыми различными: за явлениями неживой природы, растительным и животным миром, трудом людей. Тематика разнообразна:

- наблюдения за деревьями, покрытыми снегом;

- птицами, добывающими пропитание в этот суровый для них период;

- животными, их повадками и особенностями поведения;

- снежинками, которые слипаются на лету и превращаются в хлопья;

- только что выпавшим снегом;

- свежим морозным воздухом;

- солнцем, которое появляется все реже и греет все слабее;

- работой снегоуборочной техники и дворников и др.

Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если вы научите их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений целесообразно использовать художественное слово.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Важным является вопрос о содержании деятельности – что может и что должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать, какие закономерности доступны его пониманию?

 

Остановимся на содержании объектов экспериментальной деятельности в разделе живая и неживая природа.

1. Растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и  различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве)

2. Строение, функции и значение частей растений:

- корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ;

- стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ;

- листья – «приготовление» пищи и дыхание;

- цветы и плоды – размножение.

3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.

4. Многообразие живых организмов, их приспособление:

- к среде обитания;

- к сезону;

- экологической системе;

- природной (климатической) зоне.

5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).

6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.

7. Характерные особенности сезонов (времен года):

- в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т.д.);

- в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни.

8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов:

- пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;

- лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и тепла;

- луг – много света, нехватка влаги, достаточно тепла, почва беднее, чем в лесу;

- город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света (из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (мусор, загазованность), понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.

9. Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы:

- тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима;

- смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество влаги, богатая почва, теплое лето, мало света;

- пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);

- саванна – высокая температура, бедная почва. достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенности зимы (отсутствие низких температур);

- Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).

10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы:

- живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и т.п.);

- животные и растения;

- растения и растения;

- животные и животные;

- человек и природа.

11. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и т.п.):

- птицы – звери – насекомые;

- хищники – травоядные – всеядные животные;

- домашние – дикие животные;

- зимующие – перелетные птицы…

 

Итогом наблюдений и экспериментальной деятельности является фиксация их результатов

Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти — двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфлённый по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, то есть о состоянии неба, ветре, осадках, температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берётся большой лист бумаги. Если работа ведётся индивидуально или группами по 2-3 человека, можно ограничится альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечаются педагогом на данный отрезок времени.

Внешнее оформление календаря определяется целями и задачами, вкусом педагога и имеющимися возможностями.

Календарь природы это усложнённый вариант календаря погоды. В нём тоже отражаются сведения о погоде, но кроме того, здесь предоставлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Внешнее оформление календаря полностью определяется педагогом.

Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике фиксируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой при роды. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется. Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяется педагогом.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответом на интересующие вопросы.

Существует много способов фиксаций наблюдений и экспериментов. Одним из них является использование готовых форм. К ним относятся картинки, фотографии, схематические зарисовки, сделанные педагогом, натуральные объекты, циферблаты, на которых необходимо перевести стрелку на нужное изображение.

Изобразительный способ фиксации наблюдений является самым распространенным, но не самым легким способом графической регистрации увиденного. В зависимости от степени подготовленности группы зарисовки делает педагог, отдельные ребята, или все дети.

Стержнем экологической культуры является осознанно-правильное отношение к природе, которое вполне может быть сформировано у ребенка, если на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях в ходе опытов и экспериментов.

 

Список литературы:

  1. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Москва, Сфера, 2014;
  2. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва, Сфера, 2005;
  3. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Москва, Сфера, 2005;
  4. С.Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства» Москва, Мозаика-синтез, 2002;
  5. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2014.