Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЙ КОНКУРС!

"ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД"

№ 170 Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Опубликовано 02.09.2015
Самарина Татьяна Васильевна
МДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
ул.Р-Люксембург Д.34
Воспитатель

Тема: Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

 

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям (Т. Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, З. А. Богатеева, С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др.). Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепциях гуманистического воспитания (Е. В. Бондаревская, Н. И. Ильин и др.), на признании детства как культурно-исторического феномена (Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцева).

Целью этнопедагогических технологий в дошкольном возрасте являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.

Этнокультурное представление – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурных представлений .

Учитывая потребность развивающейся личности, специфику социального окружения, полиэтничность общества, задачи воспитания, основополагающими принципами создания этнопедагогических технологий, являются:

культурологический, при этом подходе результат личностно-ориентированного образования – это человек культуры, который гармонично сочетает в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность (Е. В. Бондаревская);

принцип народности – развитие ребенка как личности, восходящей от родной этнической культуры к мировой через общероссийскую в системе целостного, вертикального, непрерывного образования, начиная с дошкольного возраста;

принцип природосообразности – учет в образовательном процессе возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, целостное развитие личности, расширение ее кругозора, формирование мировоззрения, развитие самосознания;

принцип компетентности, компетентность – базисная характеристика личности, отражающая достижения человека в развитии отношения с другими людьми .

Этнокультурная компетентность рассматривается в структуре общей социальной компетентности дошкольника, которая является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Можно определить некоторые направления, характеризующие основы этнокультурной компетентности дошкольника. Прежде всего, они связаны с навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, эмоциональными проявлениями, знаниями, характеризующимися эмоциально-побудительной направленностью, способами творческого преобразования. Для дошкольника этнокультурная компетентность характеристика развивающаяся. Говорить о полной готовности ребенка к осознанному восприятию, взаимодействию, сотрудничеству в полиэтнической действительности не приходится. В большей степени этнокультурная компетентность связана с наличием у детей представлений о своей национальной культуре, специфике поликультурного окружения, с дифференциацией основных понятий, с характером проявляемых чувств и отношений. Вполне очевидно, что данные характеристики и должны составлять основу этнокультурной компетентности дошкольников .

 

Таблица 1 – Технологическая карта формирования этнокультурной компетентности.

Компоненты

этнокультурной

компетентности

Характеристика компонентов

Методы формирования этнокультурной компетентности

Когнитивный

Представление о полиэтнической действительности, об общности культурного исторического прошлого народов

Методы, направленные на развитие познавательной активности

Эмоционально-

ценностный

Осознание своей этнокультурной принадлежности, положительное отношение к людям различных этнических групп

Методы, направленные на развитие чувства сопричастности к культурно-историческому наследию своего народа

Поведенческий

Развитие социальных способностей и навыков поведения

Методы, направленные на творческое развитие и преобразование

Содержательный компонент этнопедагогической технологии конкретизирует общую цель задачами для разных возрастных групп и базируется на принципах отбора содержания: доступности и последовательности; эмоциональной насыщенности и личной заинтересованности, побудительности.

К примеру, содержательный материал для детей 5-7 лет может быть распределен по разделам: «Мой город», «Мой край», «Мое Отечество». Использование личных местоимений нацелено на прочувствование детьми причастности к социальному миру .

Дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом образования – вид образовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного уровня образования в пределах стандарта и обеспечивающего изучение национального языка, культуры, традиций народа – носителя языка .

Современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного воспитания дошкольников. Приведем подробный анализ комплексных и парциальных программ.

Программа «Мы в Мордовии живем» (О. В. Бурляева и др.) является примерным региональным модулем программы для дошкольных образовательных учреждений.

Целью данной программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-эстетического, физического развития. Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении. Данный модуль программы предполагает организованную деятельность педагога с детьми, проведение режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

В комплексной программе «Я – человек» (С. А. Козлова) в разделе «Земля – наш общий дом» решаются задачи:

воспитание интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре, быту;

формирование представлений о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране;

воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли .

В программу «Истоки» Л. А. Парамоновой включен раздел «Элементарные историко-географические представления», основная цель которого – воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контакте с историей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве.

Задачи, которые ставятся авторами программы:

приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры;

воспитывать у детей чувство любви к своей Родине;

развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Воспитываясь в рамках данной программы, дошкольники узнают, что:

существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями (например, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае новый год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается, поэтому это праздник весны и т. д.);

каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать;

жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур: войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом .

В парциальной программе «Оберег» Е. Г. Борониной предполагается углубленное изучение детьми музыкального фольклора. Программа состоит из двух разделов:

1. «Народоведение» (народный календарь, народные обычаи и обряды; быт, круг жизни; многочисленные жанры народной словесности).

2. «Музыкальный репертуар» (слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах).

Каждый возрастной период обеспечивается подпрограммами: «Гуленьки» (для детей 2-3 лет), «Теремок» (для детей 4-5 лет), «Беседушка» (для детей 6-7 лет) [11].

Парциальная программа «Живой мир образов», разработанная Р. Г. Казаковой и др., включает три направления работы:

1) ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью;

2) ознакомление с историей русского народа, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;

3) изучение исторических документов и классических произведений русской литературы .

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» (под ред. Т. И. Оверчук) направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе приобщения к национальной культуре.

Программа имеет следующие направления работы:

1) воспитание любви к родному дому: семье, малой родине - городу, краю и большой Родине – России;

2) приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;

3) развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями .

Целью программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева) является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Для этого авторами были установлены следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, хороводы и т. д.).

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Обобщая сведения о программах этнокультурного воспитания дошкольников, можно сделать выводы, что современные программно­методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений этнокультурного воспитания детей:

- в процессе постижения детьми основ традиционной на родной культуре и традиций семейного воспитания дошкольников совместно с родителями (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М. Н. Новицкая, Т. Я. Шпикалова и др.);

- через социализацию детей и вхождения их в общественные отношения, в том числе, характеризующиеся собранностью (коллективистской) направленностью и ориентацией на святоотеческие духовно-нравственные идеалы (В. В. Абраменкова, Н. И. Алексеева, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева и др.);

- через ознакомление детей с искусством родного народа (Л. М. Данилова, Р. Г. Казакова, Л. В. Куцакова, О. П. Радынова, Л. Л. Шевченко и др.);

- через ознакомление воспитанников с красотой родной природы и усилием краеведческого направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников (М. В. Воробьева, В. Р. Лисина, Л. В. Менджерицкая и др.). Особый интерес в связи с этим представляют исследования, в которых открытие ребенком красоты окружающего мира сочетается со знанием места и роли в нем человека творца (Т. И. Алиева, М. А. Васильева, С. А. Золочевский и др.).

В книге Г. А. Ковалевой «Воспитывая маленького гражданина...» представлены модели гражданского воспитания, начиная с дошкольного возраста, и тематические блоки работы с детьми. Например, тематический блок «Культура»:

знакомит детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха;

воспитывает любовь и бережное отношение к родному языку;

расширяет представление детей о разных видах и формах искусства;

формирует уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

развивает способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества .

В пособии Г. Н. Данилиной «Дошкольнику – об истории и культуре России» предложена методика изучения истории и культуры России на основе русского народного творчества, истории родного города, русских традиций.

Для реализации методики предлагается включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную,  продуктивную, игровую; использование краеведческого опыта [24].

В книге Н. В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» при работе над темой «Родная страна» особенное внимание уделяется следующим направлениям:

рассказы детям, что Россия – страна многонациональная, воспитанию у них чувства уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

знакомство детей с различными традициями русского народа, с его культурой [2].

В руководстве для воспитателей «Как научить детей любить родину» (Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова) для работы с детьми разработан цикл занятий по народной культуре, состоящий из пяти ступеней: народная философия и народная педагогика, жилище как Космос, одежда как Космос, искусство народных праздников, традиционные народные ремесла.

Авторы считают, что самой важной и обязательной ступенью, с которой должно начинаться вхождение ребенка в мир культуры, – это приобщение к основам «народной философии» через средства и методы «народной педагогики». Без знания и понимания родителями и воспитателями мировоззренческих основ своего народа невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни культуру жилища, ни прочие составные части народной культуры .

В сборнике «С чего начинается Родина» (под ред. Л. А. Кондрыкинской) даются образцы планирования работы по разделу «Русская народная культура», где предлагается знакомство детей с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России [59].

В сборнике «Мое отечество – Россия» (И. В. Богачева, В. Л. Гиненский, С. И. Губанова, А. П. Казаков, Г. А. Кузьменко) представлена комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, опирающаяся на анализ культурно­исторического наследия России и опыт образовательного центра «ЭОС» [47].

В учебном пособии «Родной дом» (М. Ю. Новицкая, Е. В. Мартинкова) представлена система комплексной работы по подготовке детей к школе на основе материала традиционной семейно-бытовой культуры. Пособие с помощью загадок, пословиц, произведений детского фольклора знакомит дошкольников с миром природы, со старинным домом, его внешним и внутренним устройством и утварью, с повседневной трудовой и праздничной жизнью большой патриархальной семьи, со способами воспитания детей в старину в атмосфере любви, заботы, взаимопомощи .

Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Построение педагогического процесса по реализации национально­регионального компонента в дошкольном учреждении предполагает преимущественное использование аутентичных образцов. Такой подход потребует создания специальных условий, где произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную среду, будут дополнять ее, отражая неповторимый колорит национальной культуры.

Эффективное формирование этнокультурных представлений зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:

  • Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную и др.
  • Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: а) жизнедеятельности детей в семье; б) наблюдений (экскурсии, досуги); в) образовательной работы.
  • Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор – дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
  • Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
  • Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
  • Целевые прогулкиэкскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.

Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов .

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурных представлений дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- Привлечения родителей к проведению занятий.

- Участия родителей в выставках семейного творчества.

- Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.

- Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детских садах.

- Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.

- Проведения совместных прогулок и экскурсий.

- Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.

- Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Выделяют следующие методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурных представлений детей:

1. Игровые методы и приёмы. Игры: «Старинное – нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта народов Мордовии», «Лавка сувениров» и т.д.

2. Сравнение.

3. Вопросы.

4. Сюрпризные моменты.

5. Метод моделирования и конструирования.

6. Заполнение карты.

7. Метод проектов.

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников .

Таким образом, современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного образования дошкольников. Имея в своем распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к национальной культуре, базу основных методов и приемов, творческий педагог-воспитатель может разработать собственные варианты, выбрать нужные средства обучения и воспитания, скорректировать, подстроить их в соответствии с возможностями конкретного дошкольного образовательного учреждения.