«Формы работы с семьёй внутри детского сада»
(Педагогическое просвещение родителей дошкольников
через разные формы работы)
Презентация дошкольного учреждения
Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель: первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были даны ранее воспитателем; знакомство с положительным опытом воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.
Есть другая форма посещения семьи – обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защита прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи. (Приложение 1)
Педагогические советы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным вопросам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультации, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность – 1,5 часа.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
«Круглый стол»
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседании «круглого стола» приглушаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Общие собрания родителей
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.
На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трёх в году.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести в круг своих интересов).
Совместные досуговые мероприятия детей и родителей
Цель: развивать и закреплять социально-нравственные отношения между взрослыми и детьми; уметь видеть, понимать и оценивать положительные действия сверстников; доставить детям радость от общения с родителями, поддерживать эмоциональное настроение детей.
Наглядная пропаганда
Традиционные средства наглядной пропаганды – разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (родительский уголок).
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
Приложение 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ
- Фамилия, имя, отчество ребенка. Возраст.
- Фамилия, имя, отчество родителей и других членов семьи.
- 1. Демографическая характеристика семьи
Количество взрослых в семье, степень их родства с детьми. Количество детей. Возраст членов семьи.
- 2. Социально-профессиональная характеристика семьи
Социальный статус родителей. Образование. Профессия (где работают в настоящее время). Режим работы.
- 3. Жилищно-бытовые условия
Количество комнат, их благоустройство (отдельная квартира, дом, совместное проживание нескольких семей), центральное отопление, отсутствие водопровода и т.д. Есть ли у ребенка своя комната, место для игр. Своя кровать, уголок для учебных занятий и т.д.
- 4. Культурный уровень семьи
Характеристика интересов родителей (путешествия, вязание, театр и т.д.). Организация семейного досуга (активный, пассивный), проведение отпуска. Культурные традиции семьи (совместные праздники, дни рождения, обсуждение новых книг, фильмов, спектаклей). Наличие в доме библиотеки, фонотеки, видеотеки.
- 5. Педагогическая характеристика семьи
Характеристика взаимоотношений между членами семьи: авторитет, стиль отношения к детям, положение ребенка в семье (младший, старший, средний, единственный); наличие конфликта в семье между взрослыми. Особенности характеров членов семьи и их влияние на ребенка. Кто из взрослых пользуется авторитетом. Почему? Кто чаще занимается с ребенком. Сколько времени уходит на это ежедневно. Забота родителей о разностороннем воспитании ребенка. Трудности в воспитании (капризы, упрямство, непослушание, плаксивость и т.д.). Употребление алкоголя, наркотических средств членами семьи, курение. Соответствует или нет домашний режим режиму дошкольного учреждения.
Приложение 2
ИГРОВОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
«Семейный час»
Дети под марш «Спортивная песенка» входят в зал, выполняют упражнения и поют.
Ведущий. Взгляните, дети, сколько здесь гостей: воспитатели, мамы, папы пришли посмотреть, как вы умеете играть. Сегодня ваши родители тоже вспомнят свое детство и будут не только зрителями, но и участниками.
Чтоб зимою не хворать, надо закаляться,
На песке загорать и в реке купаться
Пусть Морозко трещит, вьюга в поле кружит,
Наши дети – крепыши, не боятся стужи!
Молодцы у нас ребята, сильные, умелые,
Дружные, веселые, быстрые и смелые!
Сейчас я вам представлю участников наших соревнований.
(Воспитатель представляет каждого ребенка, дети читают стихи).
Лера у нас будущая гимнастка.
Руки в стороны – иду,
И мне весело,
Сохраняю на ходу равновесие.
Катя с Юлей умеют быстро бегать.
С Юлей в паре я бегу,
Обогнать ее могу,
Но не стану обижать,
Буду рядышком бежать.
Саша у нас меткий стрелок.
Тетива в руке тугая,
Лук сгибается в дугу.
Удирай, волчица злая,
Подстрелить тебя смогу!
Лиза на велосипеде мчится быстрее ветра.
Еду, еду, еду, еду
От деревни до реки.
Моему велосипеду
Все дороги коротки.
Андрей умеет плавать, как рыбка.
Влад и Слава любят плавать
На боку и на спине,
Хоть и знают, что мешают
На пруду рыбачить мне.
Рома у нас чемпион по прыжкам.
Меня славят, меня хвалят,
Поздравляют, говорят:
Этот мальчик, словно зайчик,
Прыгнул дальше всех ребят.
Диме покоряются все высоты.
Чтобы альпинистом стать,
Надо постараться
Научиться по канату до кольца взбираться.
Кирилл у нас сильный и ловкий.
Каждый хочет быть выносливым и ловким,
Забивать голы и бегать лучше всех.
Лишь закалкой и спортивной тренировкой
Достигаются рекорды и успех.
Ведущий. Ну, а все ли вы здоровы?
Дети. Все здоровы, все здоровы!
Ведущий. А к проверке вы готовы?
Дети. Да, готовы!
Ведущий. (Доктору)
Доктор, эти вот ребята
Все в спортсмены кандидаты,
Я прошу вас дать ответ:
Все годятся или нет?
Доктор.
Прошу сидящих встать
И команды выполнять.
(Дети встают и выполняют команды).
Доктор.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке, отдохните,
Вместе руки поднимайте!
Превосходно, опускайте.
Наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо, улыбнитесь!
Доктор (Ведущему)
Да, осмотром я доволен,
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов.
Ведущий.
Начинаем подготовку!
Выходи на тренировку!
Дети играют в игру «Ловушки с лентами»
Ведущий. Уважаемые взрослые, скажите, вы любили играть в детстве в игры?
В какие игры вы играли? (Ответы). У наших детей тоже есть любимая русская народная игра «Заря»
(Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – «заря» - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей»).
Ведущий. Дорогие родители, а вам не скучно? Хотите поиграть с нами? Для начала конкурс-разминка «Эрудиты». Кто придумает больше слов на спортивную тематику? За самое длинное слово – приз.
Дети играют в игру «Растеряхи» (состязательная игра)
Цель: развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества.
Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.
Папы принимают участие в игре «Пожарники»
(Количество игроков: двое
оборудование: веревочка, 2 куртки, 2 стула.
Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите веревочку длиной два метра.
Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы, обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку).
Есть еще у нас игра, вам понравится она.
Игра «Петухи»: главное ногу покрепче держать, чтобы она не смогла убежать.
Дети играют в игру.
А вот игра «Дракон» развивает чувство коллективизма, способствует эмоциональному раскрепощению.
Дети и родители играют вместе.
Ведущий. Дорогие ребята и гости, тренировку прошли вы очень ловко,
Получайте-ка награды, поздравляю, мы очень рады.
(Происходит награждение всех участников).
Дети.
Чтоб расти и закалятся,
Надо спортом заниматься.
Ведущий.
Закаляться, детвора!
В добрый путь!
Дети. Физкульт-Ура! (Уходят по марш).