Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ весеннего образца! Номинация

"Весенняя капель"

№ 162 "Здоровье ребёнка - тесный контакт работы работников ДОУ с семьёй"

Опубликовано 27.08.2015

Здоровье ребёнка - тесный контакт работы работников ДОУ с семьёй

   Гализина М.Т.


Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное и рациональное питание, использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком и полностью от родителей, от того, как родители будут воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность к таким занятиям. Сделать это не просто. Если родители с первых лет приучили ребенка к правильному режиму, закалили его, то задача облегчается. Необходимо лишь последовательно продолжать начатое. Известный специалист физиологии детей проф. И.А. Аршавский, считает-   ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развивают коррелятивно, т.е. в прямой зависимости от нее. Нагружая мышечную систему мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем его сердце, легкие и все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце, естественно с гораздо с большим напряжением в это время работают легкие, печень, почки, т.к. усиливаются обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряженную работу ведет к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, который и определяет меру здоровья. Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребенка, тем лучше он будет развиваться. Но если семья мало уделяет физической культуре внимание, что-то упустила, не огорчайтесь. К счастью многое еще можно исправить. Надо только проявить настойчивость. Всем родителям хочется, что бы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники часто болеют, растут слабыми, физически слабо развитыми. К сожалению, к этому, привыкли как к своеобразной норме.

 С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и д/сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и д/садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
  Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

    Система работы с семьей включает:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в д/саду.
- Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания).
- Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в д/саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада.
- Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания.
- Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми; "открытые дни" родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур.
- Совместные физкультурные досуги, праздники.

Данная система работы позволяет на деле осуществить индивидуальный подход и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детей в течение всего пребывания в ДОУ, а так же способствует появлению в семьях традиций здорового образа жизни. Только сплотившись, педагоги и родители смогут сохранить и приумножить здоровье ребенка, повысить уровень его психологического благополучия. Следует всегда помнить, что позиция педагога и родителя означает быть не столько ответственным за ребенка, сколько ответственным перед ребенком и обращаться с ребенком как с «тем, кто меньше тебя, но так же велик, как ты!».

  

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ И ЗДОРОВЬЕ

О.А.Яцкова                                                                                                                                                              

Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух комплексов микросоциальной среды, создаваемой в дошкольном учреждении и в семье. Эти две различные формы обеспечения условий для развития ребенка нельзя считать идентичными. Каждая микросоциальная среда имеет как положительные, так и отрицательные возможности для ребенка, чтобы обеспечить его полноценное развитие и хорошее состояние здоровья. Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его способностям. Однако семья может оказывать и отрицательное воздействие: когда в семье один ребенок, при неправильном воспитании у него может развиться эгоцентризм, неспособность контактировать со сверстниками,  что  отражается на развитии ребенка в целом и в частности на состоянии   его здоровья.  Ваш ребенок растет, становится самостоятельным, его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными и быстрыми. Усложняются игры. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень подвижен. Иногда может показаться, что чересчур, но не стоит торопиться останавливать его. Лучше постараться направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования важных навыков. Одним из важнейших средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Общаться с ребенком, во время физкультурных занятий надо как бы играя, при этом всегда следует  учитывать возраст ребенка, его возможности. Чтобы ребенок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребенка от спортивных занятий и лишить его благотворного влияния физического движения. Такое использование свободного времени полезно и взрослым и детям. Занимаясь с ребенком, мы помогаем ему подтянуться, высоко прыгнуть, взобраться на гимнастическую стенку. Ребенок восхищается отцом, какой папа сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребенок будет радоваться им, с нетерпением их ждать. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты. Необходимо иметь в виду и еще одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который поможет детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.