Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 134 и № 135 Статья "Педагогический проект Воспитание сказкой"

Опубликовано 09.08.2015

Педагогический  проект

 

Воспитание сказкой

Бабенко  Ирина Николаевна

воспитатель МБДОУ «Звездочка»

Муниципального образования город Ноябрьск, ЯНАО

Путятова Раиса Яковлевна

старший воспитатель МБДОУ «Звездочка»

Муниципального образования город Ноябрьск, ЯНАО

 

2015 г.

 «Личностное отношение к миру,

                                                                                                 как штурвал корабля,

от которого зависит,

куда плывет этот корабль»

                                                                                       Бернард Шоу

 

 ВВЕДЕНИЕ

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в ней идеологии, в воспитание вкладывали различные значения. Спартанское воспитание, до сегодняшних дней, понимается как воспитание физически подготовленных детей, при  очень ограниченных бытовых условиях. Английское воспитание - размеренная жизнь, с определенными правилами, манерами. Российское воспитание основывалось на воспитании у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Слово офицера в 19 веке, многое значило, ко многому обязывало. Во времена Великой Отечественной войны даже противники поражались патриотизму, любви к родине советского народа. Большое внимание уделялось уважительному отношению детей к родителям. Это было заслугой российского воспитания.

Россия конца XX века пережила сильнейший  кризис в воспитании детей и подростков. Пионерские, комсомольские организации, где на заседаниях обсуждались моральные нормы поведения, оказывалась помощь старикам, проводились походы, соревнования, были расформированы. Такую форму организации детей осудили. Конечно, общение было слишком политизировано, имело назидательный характер, но и государство не было готово в один момент предоставить современные спортивные залы, клубы по интересам, студии развития творческих способностей детей. Результат не заставил себя ждать. Резко выросли показатели детской преступности, наркомании. В этот период дошкольники играют не в космонавтов  и исследователей, у подростков приоритетом становится сила во всех ее агрессивных проявлениях.

Сегодня ситуация  меняется. Вновь становится модным среди подростков заниматься спортом, музыкой, быть умным, иметь хорошее образование. Родители дошкольников кроме посещения детского сада, активно водят детей на занятия   в студии, кружки. Однако нравственность, моральные ценности, глубокой ценности у детей и подростков не имеют.  Формирование духовной нравственности, толерантности, осознания и принятия моральных норм общества детьми, настолько актуально, что вынесено на государственный уровень.

Огромное внимание государством уделяется дошкольному воспитанию и образованию, как первой ступени развития человека. Меняются требования к созданию условий для воспитания и образования в школах и детских садах. Впервые, для дошкольных организаций разработаны федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых определены требования к созданию условий приобщения детей к общечеловеческим ценностям, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поставлены актуальные задачи формирования общей культуры личности детей. Развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, воспитания уважения к традиционным ценностям человека, с активной жизненной позицией, процесса осознания себя в окружающем мире.  Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка - образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь

Формирование в ребенке - дошкольнике благородных чувств, общечеловеческих положительных качеств, потребности совершать хорошие поступки и дела одна из педагогических проблем педагога.

Одним из вариантов разрешения данной  педагогической проблемы является данный проект.

С первого дня жизни дитя слышит колыбельные песни, потешки, ему становится понятным, о чем они. Ребенок растет, усложняется репертуар. Родители рассказывают, читают сказки, толкуют их значение. Усложняется песенный репертуар. Поэтому, наиболее понятными примерами восприятия  ребенком правил поведения, хороших поступков, любви к родине, уважение к старшим – сказка, песня, игра. Система педагогической работы, основанная на  сказках, классической музыке помогает сформировать личностное отношение старших дошкольников к осознанию человеческих ценностей, к соблюдению  моральных норм, умение и способность оценивать свои поступки и поступки сверстников, делать нравственный выбор, развивать морально-этическое сознание — нормы и правила взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Приобщать  детей  старшего  дошкольного  возраста к  наследию  культурных  народных  традиций семьи, общества и государства   в условиях  интеграции  различных  видов  деятельности.

 Развивать монологическую форму речи. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

 Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Проект «Воспитание сказкой» реализуется при наличии следующих педагогических  условий:

- создание и насыщение  предметно-развивающей образовательной среды развивающими материалами (книги русских народных сказок, игрушки-герои сказок, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.),

- создание атмосферы, стимулирующей игровую, творческую, познавательную инициативу,

- создание атмосферы раскованности, в которой ребенок чувствует свое право на поиск, выбор, не боится совершить ошибку, чувствует поддержку взрослого, учится общаться, советоваться, работать в команде,

- педагогическая поддержка индивидуализированной деятельности детей,

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т.е.   сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями,     

- стимулирование самостоятельной оценки ребенка,

Пространственная среда реализации проекта предполагает условия не только специально созданного детского Центра, где организованы специальные  занятия, проводятся игры, но и создание Центров  в группах, где дети по желанию, самостоятельно, со сверстниками, с воспитателем могут заняться любимым делом в  свободное время.  Е. Юдина – автор программы «Открытия» в качестве таких Центров предлагает:

- Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр,

- Центр искусств,

- Литературный центр,

- Выставочный центр  (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

а также:

- зона для настольно-печатных игр;

- зона ближайшего развития -  уголок психологической разгрузки " Русская изба» ,

- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей изобразительной, музыкальной, художественно-творческой, театральной и  др.;

- уголок для ролевых игр;

- уголок совместного творчества "Вместе с родителями".

Педагог вправе создавать несколько Центров, объединять несколько в один, создавать  уголки, в зависимости от потребности данной группы детей.

Данный педагогический проект основан на  системе работы, включающей  в себя воспитание и развитие ребенка на ценностях народных культур, посредством сказки, на основе фольклора, знакомстве с музыкальными произведениями на сказочные сюжеты. Работа  заключается в осуществлении  формирования личностного отношения старших дошкольников  к моральным ценностям напримере сказок  через интеграцию художественно-творческой деятельности детей.

При работе над проектом "Воспитание сказкой" мы использовали  программу дошкольного образования  " Открытия" Е. Юдиной, программу  дошкольного образования " От рождения до школы" Н. Е. Вераксы,  парциальную программу  «Приобщение детей к истокам русской культуры»  О.Л. Князевой.

 Воспитательно - образовательная работа по формированию нравственных качеств, социальных коммуникаций предполагает цикл интегрированных занятий. Интеграция включает в себя различные виды деятельности: слушание классической музыки, изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор,  разрешение проблемных ситуаций...

Проект построен на ознакомлении дошкольников с  произведениями устного народного творчества, народной и классической музыкой, декоративно-прикладным искусством народов России, на формировании у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

 В качестве ведущего средства формирования личностного отношения старших дошкольников к соблюдению моральных норм на примере сказок.

Занятия предполагают использование:

– народных, русских сказок;

– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок;

– былин.

Проект включает систему работы со сказкой как на специально организованных занятиях НОД, так и в свободное от занятий время. Педагог может взаимодействовать с  подгруппой детей, в индивидуальном порядке, с коллективом группы, при этом используя различные формы организации.

 

Каждое занятие  структурировано  по этапам:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

 

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько итоговых, тематических  занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материалов, организовываются мастер- классы, творческие мастерские, экскурсии, выставки и т. д

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В.М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль  играет ее музыкальная часть.

Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.

Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

В практической части используются различные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, лепка. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.

Произведения фольклорного жанра подобраны так, чтобы у участников процесса воспитания и обучения обсуждались моральные устои произведений: "хорошо - плохо", "добро - зло", "равнодушие и милосердие", "жить - Родине служить", "друг познаётся в беде", "честь - защищать Родину", "лень и труд в ногу не идут", "мир не без добрых людей" и др., выносился бы нравственный урок, формировались жизненные принципы мудрости и морали

Примерный учебный план работы с детьми старшей группы

Название сказки

Форма организации

Основная идея обсуждения (пословица)

" Теремок"

Рассматривание иллюстраций, составление алгоритма действия к сказке

" В тесноте, да не в обиде"

" Муравей и голубка"

Слушание, частичный пересказ, выстраивание сюжетной линии

" Сам погибай, а друга выручай"

" Гуси-лебеди"

 

Слушание и зарисовывание

" Придёт беда- не купишь ума"

"Цветик - семицветик"

Фрагментарная драматизация

" Для милого дружка и серёжка из ушка"

 

 Занятие с элементами творческой игры

Придумывание авторской сказки на тему " Друг познаётся в беде"

" Два Мороза"

Моделирование ситуации + инд работа

" С трудом и мороз не страшен", " Труд согревает"

" Морозко"

Рассматривание иллюстраций, диспут

" Как проживёшь, так и прослывёшь"

" Царевна- лягушка"

Речевая игра

" Покорись беде и беда покорится"

" Как рубашка в поле выросла"

Дидактическая игра

" За один раз дрова не срубишь"

 

Взаимодействие с семьями воспитанников

Подготовка семейных газет на тему " Без труда не вытянешь и рыбку из пруда"

" Летучий корабль"

Просмотр мультфильма и обсуждение

" Добро в век не забудется"

" Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Слушание, рассматривание репродукции картины, пересказ 

" Умей обождать", " Мир не без добрых людей"

" Сивка- бурка

Слушание и частичное разучивание

" Храброму смерть не страшна", " За добро добром платят"

"Царевна- Несмеянна"

Слушание +инд. работа

" Долг платежом красен"

 

Выставка совместных работ детей и родителей

" Что такое хорошо и что такое плохо"

" Стойкий оловянный солдатик"

Прослушивание аудиокассеты, импровизация

" За честь хоть голову снесть"

Былина «На заставе богатырской»

Рассматривание иллюстраций, придумывание концовки  (начала)+ инд. работа

" Жить- Родине служить"

 

Экскурсия в музей (согласно тематики)

" Честь - защищать Родину"

 

Презентация творческих семейных работ

" Волшебная книга сказок"

 

Основные  формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями      

Форма работы с детьми

Форма работы с педагогами

Форма работы с родителями

Составление алгоритма действия к сказке

Консультации

Встречи-знакомства

Сочинение сказки

Диспуты

Анкетирование

Слушание и зарисовывание

Педагогические мастерские

День открытых дверей

Индивидуальные задания по оформлению и подготовке

Круглый стол

Организация выставок детского творчества

Игры

Мозговой штурм

Оформление стендов

Творческие мастерские

Выставки

Совместные экскурсии, досуг, праздники, вечера музыки

Походы, экскурсии

Совместные проекты

Презентация совместных работ

Беседа

Деловая игра

Составление книги "Волшебные сказки"

Дидактические игры

Семинары

Мастер - классы

Специальные занятия

Обмен опытом и взаимодействие с другими педагогами

Индивидуальные и групповые беседы, консультации

 

Организация и формы  работы могут изменяться по усмотрению воспитателя.

Примерные темы семинаров и семинаров-практикумов для педагогов ДОУ: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоидентификации детей», «Формирование образа Родины».

Примерные формы работы с родителями:

- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте;

- Организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение, тренингов, создание библиотеки (медиатеки);

- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку  и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Проект предполагает просвещение родителей воспитанников по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого в культуре, жизни семьи и общества. Так, важным моментом становится  совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т.к. в повседневной жизни они зачастую испытывают недостаток родительского внимания.

Предполагаемые результаты работы с родителями:

  • эмоциональная вовлечённость позволит родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к этому процессу;
  •  родители оценят важность предоставления ребёнку права на анализ ситуации и возможностей;
  • ДОУ установит  с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке;
  • в комплексе решаются все поставленные воспитательные и образовательные задачи;
  •  обеспечивается  взаимодействие педагога детского сада и семьи в процессе реализации

содержания программы.

 

 

Ожидаемые образовательные и воспитательные  результаты у детей:

  1. Имеют представление о моральных нормах.
  2. Выражают личностное отношение к моральным и народным ценностям, окружающему миру
  3. Понимают смысл нравственных требований и правил, способны оценивать свои поступки и поступки сверстников,  умеют делать нравственный выбор.
  4. Развита  способность предвидеть последствия своих поступков.
  5. Стремятся к ответственности за свое поведение.
  6. Сформированы элементы самоконтроля в конфликтных ситуациях.
  7. Умеют анализировать, рассуждать, делать выводы.
  8. Сформированы представления о патриотизме.
  9. Имеют представления о моральных устоях общества.
  10. выражают собственное отношение к героям;
  11. Знают народные сказки, пословицы, поговорки.
  12. Развита монологическая форма речи; умеют связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, былины,
  13. Умеют составлять авторские сказки.
  14. Обогащён словарь.
  15.  Сформировано осознанное и положительно – эмоциональное отношение к народным пословицам, сказкам, былинам;  умеют  извлекать из произведений нравственный урок. 
  16. . Детьми используются пословицы в речевых высказываниях и  коммуникативном общении.
  17.  Развито чувство как собственной значимости, так и ощущение значимости для ближайшего окружения.
  18. Развиты навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
  19. У старших дошкольников глубже и полнее развиты социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
  20. В процессе жизнедеятельности осознают и выстраивают собственное отношение к понятиям "хорошо - плохо", "добро - зло", "равнодушие и милосердие", "жить - Родине служить", "друг познаётся в беде", "честь - защищать Родину", "лень и труд в ногу не идут", "мир не без добрых людей".
  21. Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и  взрослыми, участвуют в совместных играх.
  22. Понимают, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  23. Проявляют эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  24. Проявляют ответственность за начатое дело.
  25. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
  26. Знакомы с произведениями детской литературы, фольклором.
  27. Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  28. Имеют  представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляют уважение к своему и противоположному полу.
  29. Соблюдают элементарные общепринятые нормы, имеют ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремятся поступать хорошо; проявляют уважение к старшим и заботу о младших.
  30. Ребенком усвоены вечные человеческие ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие; стремление его к добру и неприятию зла.
  31. В сознании заложены основы  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом , сформировано личностное отношение к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  32.  Личностное отношение детей к моральным ценностям будет отражено  в  книге группы "Моральные нормы и ценности  нашей группы"

 

Диагностический инструментарий:

 

1 .Наблюдение.

2.Сбор информации (опрос/ анкетирование).

3. Портфолио детских работ.

Анализ результатов, полученных после апробирования данного проекта,  позволил проведённую работу считать успешной. Формирование личностного отношения старших дошкольников к моральным ценностям происходило в процессе ознакомления со сказками, былинами, соотношением пословиц к выявленному нравственному уроку, составлением авторского фольклорного произведения, умением выражать свои мысли, давать субъективную оценку в ходе пересказа, постановочных действий, через продуктивную художественную деятельность, осознания своих поступков и отношением  к окружающим, нравственный урок, формировались жизненные принципы мудрости и морали.